«Театр абсурда» Йожена Йонеско
Французский драматург румынского происхождения Йожен Йонеско (1909-1994) вошел в историю мировой литературы как ярчайший и теоретик и практик «театра абсурда».
Сам Йонеско всегда говорил, что «театр абсурда» начался именно из его первых пьес, из «Голомозой певицы», «Стульев», «Жертв обязанности». Хотя более значительным шагом в развитии этого направления Йонеско считал приход в театр в 1963 году Самюеля Беккета с его знаменитейшей пьесой «В ожидании Годо». «Театр абсурда» был от своего начала для Йонеско «театром борьбы»: против
Что же нового принес «театр абсурда»? Йонеско хотел вывести на сцену именно «экзистенциальное существование человека», показать полноту и целостность этого существования и вместе с тем его глубокий трагизм, трагизм, который возникает из осознание абсурдности мира. Йонеско упоминает слова шекспировского героя: «Мир – это история, рассказанная идиотом, преисполненная шуму, лишенная любого смысла и значение». Именно
В 1948 году он начинает работу над пьесой «Голомозая певица». Не принимая ни реалистического, ни буржуазного театра, Йонеско старается создать определенную пародию на театр вообще. В пьесе Йонеско есть откровенно пародийные элементы, которые воссоздают распространенные театральные штампы. Например, знаменитейший монолог пожарника под названием «Насморк». В композиционном плане такой монолог должен играть роль ключевого для всего произведения в целом, но для Йонеско этот монолог – ярчайший пример абсурда. Но, возможно, важнейшим есть то, что «пародия на театр» оказывается и пародией на ежедневную жизнь, очень похоже на реальность, которая вызывает ненависть у обывателя.
Когда же появилась известнейшая пьеса Йонеско «Носороги», она была воспринята как пьеса антифашистская. Сам Йонеско соглашался с таким трактованием своего произведения, но и делал ударение, что «Носороги» – еще и пьеса, направленная против всех видов коллективной истории, за чем бы они не были скрыты. Он исследует самую психологию насилия и покорение, которому служит современное массовое сознание.
На примере Йожен Йонеско мы наблюдаем очень распространенное расхождение между декларацией творчества и самим творчеством. Пьесы Йонеско, написанные, казалось бы, по законам «театра абсурда», переросли сам авторский замысел и стали чем-то большим, чем пародия на театр.
Рекомендуется к прочтению:
- Театр драматурга Гарольда Пинтера
- Чеховский театр
- Михаил Булгаков и художественный театр
- Александр Островский и русский театр
- Театр Стоппарда
- Весь мир – театр, а люди в нем актеры
- Чехов Студент анализ.
«Театр абсурда» Йожена Йонеско