Риторика Цицерона

В античном государстве представление о личности было тесно связано с осознанием своей гражданской позиции. Перефразировав крылатую фразу Некрасова, можно сказать, что богатым, знаменитым и высокопоставленным человек античности мог не быть, но «гражданином быть обязан».

В ситуации, когда блестящий оратор, обращаясь с речью к гражданам, толпящимся на площади народного собрания, мог повлиять коренным образом на государственную политику, огромное значение приобретает умение выразить словом свое отношение к различным политическим и социальным

проблемам общества и тем самым повлиять на мнение толпы. Дар слова и убеждения – красноречие – делал человека влиятельной политической фигурой. Такой амбициозный и талантливый человек как Цицерон не мог не увлечься искусством риторики.

Образцом ораторского искусства для него стали выступления афинского мастера слова: Демосфена, чьи речи стали вершиной аттического красноречия. Однако, преклоняясь перед утонченностью и краткостью аттического стиля, Цицерон восхищался и пафосом, и речевыми фигурами азиатского стиля, которым были написаны труды Метродора Скепсийского. Таким образом, Цицерон создал

свой собственный стиль, соединив краткость и торжественность.

Цицерон становится адвокатом. После достижения успеха на этом поприще, он получает назначение на остров Сицилия, где выступает со своими знаменитыми «Пятью речами» против коррупции наместника Верреса, основной образный прием которых – амплификация – повторение одного и того же разными словами и оборотами для усиления убеждения. Речь имела оглушительный успех: деньги вернули сицилийцам, коррупционера отправили в изгнание, а Сенека стал консулом. Его влияние на римский народ было огромным. Использовал его Сенека всегда в целях укрепления римской демократии.

Особенное значение имели четыре его политические речи против Луция Сергея Катилины, которые пользовались особенным успехом за глубокое содержание. Катилина, как известно, готовился захватить власть в Риме. Цицерон выступил против, стремясь добиться уничтожения всех его сторонников. Это было очень сложно, так как за спиной Катилины стояли сильные римские граждане, которые могли расправиться с оратором. Эти речи Цицерона построены в большинстве случаев методом риторических вопросов, патетических возгласов и образных приемов. «Когда ж, наконец, перестанешь ты, Катилина, злоупотреблять нашим терпеньем?!

Где предел необузданных дерзостей твоих выступлений?!» – риторический вопрос. Цицерон пользовался очень широко приемами исторической аналогии (параллели), персонификации; сочетанием несовместимых понятий—оксюморонами: "Она [отчизна] так обращается к тебе, Катилина, и своим молчаниям будто говорит”. Речь его изобиловала сравнениями и метафорами. Сам Цицерон позже сказал, что несмотря на свою наглость, Катилина смешался в сенате перед такими обвинениями и сбежал ночью, но продолжил участие в заговоре.

Цицерон оставил 58 речей и три трактата об ораторском искусстве, письма, философские беседы, другие произведения.

1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд (1 votes, average: 5.00 out of 5)

Рекомендуется к прочтению:



Риторика Цицерона