Ода как жанр русской литературы
Ода является одним из основных жанров классической русской литературы, хотя родиной ее и считается гомеровская Греция, а в последующем обширная Римская империя. Возникла ода как жанр в античности, первоначально представляла собой хвалебную песню в честь славных поступков героев, любви и даже смерти. Пели оду хором, сидя за пиршественным столом, или же направляясь на битву, ода могла также быть посвященной любимой, чей милый образ навечно храниться в памяти.
Впервые в России ода получила свое развитие на заре XVIII века, когда в моду среди
Основоположниками жанра ода можно считать Ломоносова, Радищева и Державина. В их понимании ода уже не песня, а лирической направленности стихотворение, в котором отражены все переживания автора, его видение действительности, мечты и фантазии. Но,тем не менее, на оду по-прежнему можно было с легкостью написать музыку и наслаждаться прекрасным слиянием слов и мелодии.
Впервые ода получила свое развитие на заре XVIII века, когда в моду среди писателей и поэтов входит классицизм, предпочитающий в России возвышенное
В качестве примера можно привести оду Радищева «Вольность», в которой молодой писатель пытается изложить свое понимание мира, мира, в котором нет насилия одного человека над другим, а власть имущие, поступают исключительно согласуясь со своей совестью.
Ломоносов и Державин в своих одах предпочитают воспевать не просто великих героев, как это делали поэты и песенники древности, а исторических персонажей, своих современников и власть имущих. Так, большую часть своих од Державин посвящает Екатерине Великой, ближайшим сподвижником которой он являлся долгое время, Ломоносов же пишет оду на восшествие на престол императрицы Елизаветы.
При этом оба поэта не скрывают своего неприятия многих несправедливых законов, которые предписывают исполнять восхваляемые ими правители.
Большинство литераторов полагают, что именно ода стала итогом эволюции русской передовой политической мысли, постепенно подходящей к осознанию и принятию Великой Французской революции.
Именно посредством этого столь громогласного и кричащего жанра многим просвещенным кругам в России стало доступно понимание случившихся событий, их важность не только для Франции, но и для нашего отечества.
Рекомендуется к прочтению:
- Высокая трагедия как ведущий жанр литературы классицизма
- Житие как жанр древнерусской литературы
- Жанр антиутопии в русской литературе
- Вклад Белинского в развитие русской литературы
- Художник должен чувствовать вечность, и в то же время быть современным» (По одному или нескольким произведениям русской литературы ХIХ века)
- Размышления о чести и совести (По произведениям русской литературы XIX века)
- Я знаю никакой моей вины анализ стихотворения.
Ода как жанр русской литературы