Житие как жанр древнерусской литературы
Как жанр церковной литературы житие в древнерусской литературе составлялось по образцу греческого Метафраста, то есть с целью представить жизнь святых после их смерти и воздать им должное за «похвальные» деяния. Конечно же, на Руси были знакомы с агиографией рожденной в Византии, но как взятие за основу Метафраста, так и применение традиций агиографии не помешали авторам Древней Руси добавить свое слово, проявить самобытность, оригинальность и индивидуальность.
История составления жития на Руси было связано со стремлением поднять роль
Нестор,
Автор жития Бориса и Глеба начинает с изложением хроники миросоздания и становления христианства – от начало до проповеди новой веры апостолами. Особое место выделяется крещению Руси князем Владимиром. Это своеобразное историографическое описание выступает как бы предысторией дьявольского злодеяния Святополка – убийства Бориса и Глеба. Нестор этой хронологией показывает борьбу бога и сатаны. Жития, составленные этим автором, отличаются тем, что к описываемым событиям и явлениям приводятся аналоги из истории.
Житие в древнерусской и церковной литературе имело свое место, как в художественном, так и в историческом отношении. Благодаря произведениям этого жанра стала возможной канонизация святых русской церкви. Ни смотря на влияние византийской агиографии, русские авторы создали свой образ и язык жития, что позволил этому жанру, как составной части древнерусской литературы, оставить в наследство современной литературе идейность, красноречие, открытость, правдивость, историчность и патриотизм.
Рекомендуется к прочтению:
- “Слово о полку Игореве” – памятник древнерусской литературы
- Памятники древнерусской литературы
- Жанры средневековой русской литературы
- Ода как жанр русской литературы
- Высокая трагедия как ведущий жанр литературы классицизма
- Идеальный образ святого в русской литературе
- Сочинение по картине Шишкина Рожь.
Житие как жанр древнерусской литературы