Житие как жанр древнерусской литературы

Как жанр церковной литературы житие в древнерусской литературе составлялось по образцу греческого Метафраста, то есть с целью представить жизнь святых после их смерти и воздать им должное за «похвальные» деяния. Конечно же, на Руси были знакомы с агиографией рожденной в Византии, но как взятие за основу Метафраста, так и применение традиций агиографии не помешали авторам Древней Руси добавить свое слово, проявить самобытность, оригинальность и индивидуальность.

История составления жития на Руси было связано со стремлением поднять роль

и значимость русской церкви, а также показать ее автономность. Первые жития: «Жития Бориса и Глеба», «Житие Феодосия Печорского» и «Житие Антония Печерского» появляются в период с XI в. до начала XII в., когда князя стремились добиться у патриарха в Константинополе прав по осуществлению канонизации своих – русских святых. А составление жития, как известно, является обязательным условием для канонизации святых. Кстати, первые жития на Руси отличались описанием индивидуальностей святых. Впрочем следует констатировать, что изначально в отечественной литературе не было принято описывать условных персонажей.

Нестор,

составивший «Чтение о житии и погублении Бориса и Глеба» и «Житие Феодосия Печерского», и рассказывающий в первом случае о мученической смерти святого, а во втором об аскетической пути праведника, естественно хорошо знал традиции византийской агиографии. Наряду с этим, проявление оригинального художественного стиля сделало Нестора выдающимся писателем Древней Руси.

Автор жития Бориса и Глеба начинает с изложением хроники миросоздания и становления христианства – от начало до проповеди новой веры апостолами. Особое место выделяется крещению Руси князем Владимиром. Это своеобразное историографическое описание выступает как бы предысторией дьявольского злодеяния Святополка – убийства Бориса и Глеба. Нестор этой хронологией показывает борьбу бога и сатаны. Жития, составленные этим автором, отличаются тем, что к описываемым событиям и явлениям приводятся аналоги из истории.

Житие в древнерусской и церковной литературе имело свое место, как в художественном, так и в историческом отношении. Благодаря произведениям этого жанра стала возможной канонизация святых русской церкви. Ни смотря на влияние византийской агиографии, русские авторы создали свой образ и язык жития, что позволил этому жанру, как составной части древнерусской литературы, оставить в наследство современной литературе идейность, красноречие, открытость, правдивость, историчность и патриотизм.

1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд (1 votes, average: 5.00 out of 5)

Рекомендуется к прочтению:



Житие как жанр древнерусской литературы