«Достоевский — это величайший реалист, измеривший бездны человеческого страдания»
Достоевского, по его собственному признанию, волновала судьба «девяти десятых человечества», нравственно униженных, социально обездоленных в условиях современного ему буржуазного строя.
В романе «Преступление и наказание» изображаются картины социальных страданий городской бедноты. Крайняя нищета характеризуется тем, что «идти больше некуда». Это и судьба Катерины Ивановны, оставшейся после смерти мужа с тремя малолетними детьми. «Плача, и рыдая, и руки ломая», она приняла предложение Мармеладова, «ибо некуда было идти».
Допустимо ли ради счастья большинства уничтожение «ненужного» меньшинства? Достоевский всем художественным содержанием романа отвечает «нет» и
Если Раскольников и ему подобные берут на себя такую высокую миссию защитников униженных и оскорбленных, то они неизбежно должны считать себя людьми необыкновенными, которым все позволено. Если разрешить себе «кровь по совести», то неизбежно превратишься в Свидригайлова. Свидригайлов тот же Раскольников, но уже окончательно «исправленный» от всяких предрассудков. Свидригайлов преграждает Раскольникову все пути, ведущие не только к раскаянию, но даже просто к официальной явке с повинной. И не случайно только после самоубийства Свидригайлова Раскольников учиняет эту явку с повинной.
Достоевский выступает против бунта как такового. Путь в нравственном совершенствовании каждого человека.
Важнейшую роль в романе играет образ Сони Мармеладовой. Деятельная любовь к ближнему, способность отозваться на чужую боль (особенно глубоко проявившаяся в сцене признания Раскольникова в убийстве) делает образ Сони идеальным. Именно с позиции этого идеала в романе и произносится приговор. Для Сони все люди имеют одинаковое право на жизнь. Никто не может добиваться счастья, своего или чужого, путем преступления. Соня, по мысли Достоевского, воплощает народное начало: терпение и смирение, безмерную любовь к человеку.
Спасает и воссоединяет переступившего человека с Богом только любовь. Сила любви такова, что она может содействовать спасению даже такого нераскаявшегося грешника, как Раскольников.
Мысль о неприкосновенности любой человеческой личности играет главную роль в понимании идейного содержания романа. В образе Раскольникова Достоевский казнит отрицание самоценности человеческой личности и показывает, что любой человек, в том числе и отвратительная старуха процентщица, священен и неприкосновенен, и в этом отношении люди равны.
Рекомендуется к прочтению:
- «Достоевский — художник… бездны человеческой, человеческой бездонности»
- «Достоевский – художник… бездны человеческой, человеческой бездонности»
- Как Федор Достоевский открывает человека в человеке
- Идея страдания и очищения в романе Достоевского “Преступление и наказание”
- «Сострадание есть высочайшая форма человеческого существования…» (Достоевский)
- «Страдания и боль всегда обязательны для широкого сознания и глубокого сердца» (Достоевский)
- Все о богатстве русского языка.
«Достоевский — это величайший реалист, измеривший бездны человеческого страдания»