«Сострадание есть высочайшая форма человеческого существования…» (Достоевский)
Любить и понимать свой народ, сострадать ему лучше всего учиться у Некрасова. Он обо всем пишет так, как будто сам все испытал: «Эту привычку к труду благородную нам бы не худо с тобой перенять! Благослови же работу народную и научись мужика уважать!» Так знать и любить свой народ мог только человек с большим сердцем, с широкой душой.
«Однажды в студеную, зимнюю пору я из лесу вышел, был сильный мороз…» Эти сказочные по звучанию строки остаются в памяти с детства. В школе учителя рассказывают нам о творчестве Некрасова и читают его стихи.
Мы
Можно чуть не плакать о бедном пахаре, которому так и не удалось собрать урожай.
Безжалостные, правдивые картины человеческого горя и страданий обездоленных людей, создаваемые поэтом, приобретают типический характер в цикле стихов «На улице». Простая будничная сценка, будничная «физиология» столицы, казалось бы случайно увиденный эпизод раскрывают социальные противоречия столицы, трагизм повседневности. Голодного бедняка, укравшего у торговца калач, ведет в участок городовой. Старуха мать в слезах провожает своего Ванюшу, которого забрали в рекруты, — все это эскизные зарисовки уличных впечатлений, но они типичны для будней города, в каждом из этих эскизов кроется жизненная драма. Судьба мужика была тяжела, но еще более тяжелой была судьба крестьянской женщины, описание которой занимает значительное место в лирике Некрасова.
В стихотворении «Еду ли ночью по улице темной» поэт рисует типическую картину нужды, страданий, горя, выпавшего на долю простой русской женщины. Это рассказ о безрадостной любви бедняков, о зловещей нищете, калечащей самые светлые, чистые чувства человека. Великий русский поэт Некрасов посвятил русской женщине-крестьянке большую часть своих произведений. Он всем сердцем сочувствовал тяжелой доле крестьянок и, как мог, ярко и душевно изображал ее в своих стихах. Он пытался привлечь к проблемам женщин внимание прогрессивного российского общества. Он бросал вызов тем, кто превратил русских женщин в рабынь. Вот как Некрасов пишет о девушке в стихотворении «Тройка»: «На тебя заглядеться не диво, Полюбить тебя всякий не прочь: «Вьется алая лента игриво В волосах твоих черных, как ночь». Поэт с грустью рассуждает о том, что взгляд ее может «разорить старика на подарки», а «в сердце юноши кинет любовь», но что станет с этой русской красавицей дальше в печальной России?
Сердце поэта обливалось кровью, когда он видел на лицах русских крестьянок выражение тупого терпения и бессмысленного вечного испуга. Только прочитав Некрасова, можно понять, в каком бесправном положении находились крестьянки в то время в России. Не уважалось даже материнство: кормящих матерей заставляли работать в поле, а рядом на полосе кричали грудные младенцы. В полном разгаре страда деревенская. Доля ты! — русская долюшка женская! Вряд ли труднее сыскать! В жизни женщины мало радостей, она должна работать и в поле, и дома, ей некогда думать о себе. В стихотворении «Еду ли ночью по улице темной» Некрасов рассказывает о типичной судьбе русских женщин. По воле отца героиня стихотворения вышла замуж и теперь должна терпеть обиды и издевательства: «Муж тебе выпал не добрый на долю: С бешеным нравом, с тяжелой рукой…»
Несмотря на такие унижения, она сохранила чувство собственного достоинства и «ушла на волю». Но свободная жизнь, омраченная смертью сына, тоже не принесла ей счастья. Еще тяжелее сложилась судьба крепостной крестьянки Груши, о чем поэт пишет в стихотворении «В дороге». Груша воспитывалась вместе с помещичьей дочерью и получила образование.
Рекомендуется к прочтению:
- «Сострадание — есть высочайшая форма человеческого существования …» (По повести Короленко «Дети подземелья»)
- «Тирания есть привычка, обращающаяся в потребность…» (Достоевский)
- «Достоевский — это величайший реалист, измеривший бездны человеческого страдания»
- “Есть женщины в русских селеньях”
- «Нет счастья в бездействии…» (Достоевский)
- Рецензия на повесть Виктории Токаревой «Я есть. Ты есть. Он есть»
- Гарсиа Маркес Старик с крыльями.
«Сострадание есть высочайшая форма человеческого существования…» (Достоевский)