Как Федор Достоевский открывает человека в человеке
За Достоевским давно утвердилась слава писателя-психолога, способного заглянуть в такую глубь человеческой души, которую и сам человек в себе не подозревает или которую человек знать о себе избегает. Однако это невыявленное, подсознательное необычайно важно: именно глубины сознания определяют отношения с людьми, поступки, представления о добре и зле.
В романс «Преступление и наказание» почти нет неменяющихся, лишенных духовного пути героев: человек Достоевского постоянно открывает в себе новые душевные и духовные смыслы.
Но для замысла романа, конечно же, важнее всего те открытия, которые делает Раскольников. Открытия в собственной душе. Он по глубочайшему убеждению убивает старуху-пронентщицу, или, как он думает, «тварь дрожащую». Далее Достоевский даст нам возможность убедиться в том, что почти в каждом человеке живут невидимые спасительные силы, которые сопротивляются идеям собственного избранничества и права на насилие.
Пронизывающей, болезненной грустью наполнена
Встреча со Свидригайловым открывает новое в душе Раскольникова, ибо, слушая уверения о том, что они «одного поля ягоды», герой чувствует, что, сам того желая, позволил вовлечь себя в опасный разговор о привидениях и тем самым стал как бы невольным соучастником этого таинственного и зловещего человека. У Раскольникова возникает ощущение, будто он признался в своем преступлении, — ведь старуха как привидение преследует его, почти так же, как Свидригайлова его покойная жена Марфа Петровна.
Далеко не исключительная история Сони Раскольникова глубоко задевает: ведь именно в ней коренятся ответы на мучающие его вопросы. Раскольникова раздражает убежденность Сони в том, что она своими малыми средствами, добытыми такой страшной ценой, помогает ближним. С бестактностью и себялюбием, присущими эгоисту, он бередит раны Сонечки, беспощадно напоминая и о ее падении, и о том, что Полечку ждет участь самой Сони.
Во встречах со следователем Порфирием Петровичем в силе внутреннего противостояния собеседнику выявляется внутренняя позиция Раскольникова и раскрывается теоретическая основа ею преступления: социально-бытовые мотивы преступления перекрываются мотивами философскими, как бы по-новому освящая весь страшный путь, пройденный Раскольниковым. Герой старается быть сдержанным и осторожно-молчаливым, но с ужасом чувствует, что невольно выдает себя, идя навстречу желаниям Порфирия Петровича. Именно в этих диалогах-пытках проявляется мученическая и гордая натура Раскольникова — человека, который не может позволить вторгаться в свой внутренний мир.
Однако именно этого «гордого человека» и заставляет автор смириться. Это уже подлинное открытие. В романе оказывается, что смирение — единственное прибежище для всех людей — и умных, и недалеких умом, и высокопоставленных, и находящихся на самых нижних ступеньках социальной лестницы. Именно смирение излечивает больной дух Раскольникова, отказавшегося наконец от идеи собственной исключительности и своего права быть вершителем судеб других людей.
Рекомендуется к прочтению:
- Краткое содержание Преступление и наказание (Федор Михайлович Достоевский)
- «Достоевский — это величайший реалист, измеривший бездны человеческого страдания»
- «Главное в человеке — это не ум, а то, что им управляет, — сердце, добрые чувства…» (Достоевский)
- «Человек — целый мир…» (Достоевский)
- Тема падения и духовного возрождения человека в произведениях Достоевского
- Влияние идеи на человека (по роману Федора Достоевского «Преступление и наказание»)
- Господин из Сан-Франциско Бунин анализ.
Как Федор Достоевский открывает человека в человеке