Анализ стихотворения Николая Гумилева «Смерть»

Увлечение с детских лет поэзией у Николая Гумилева превратилось в смысл его жизни. Поразительно, но еще в детстве из-под пера поэта рождались пророчащие строки, которым он, впрочем, не предавал абсолютно никакого значения, считая их случайными совпадениями. Только с годами Гумилев начинает понимать пророческий смысл написанного им. В своем последнем стихотворении автор изобразил свою смерть и это случилось именно так, как было описано талантливым поэтом. Тема смерти была ему близка, о ней он думал и говорил всегда.

Тема танатологии характерна

для поэтического творчества Николая Гумилева. Однако трактовка данного мотива постоянно изменялась. Ранние лирические произведения наполнены конкретными, хоть и разнообразными, образами. Просматривается связь с религиозными мотивами. Произведение «Смерть», написанное в 1905 году, предоставляет читателю облик ангела вечного упокоения в различных ипостасях.

Первый образ характеризует прошлое, второй облик относится к действительности. Лик минувших времен представлен вселяющим страх персонажем, которым наполнена основная часть произведения. Портрет восторженной смерти-валькирии показан на фоне

различных звуковых и визуальных деталей жестокого сражения. Это и ужасающий вой труб, и жуткие звуки лязгающих мечей в окровавленном тумане.

Поэт ассоциирует ее облик с образом древнегреческой богиней, дочерью Зевса. Перед читателем – завораживающая ослепительная красота и могучая сила, не свойственная женщине, одновременно, которая усиливала силы воина на поле брани. Описанная битва напоминает некий ритуал, в ходе которого, благодаря напору воительницы, неопытный в боевых действиях юноша становится мужественным рыцарем.

Полным контрастом грозной, жестокой героине-воину является образ смерти, как чистая, печальная гурия с полным ласки взглядом. Выстроенная автором антитеза стала возможна с использованием лексических приемов – противопоставленным смыслом сияния, лоска и приглушенных, неярких оттенков.

Первый искрящийся и пьянящий облик персонажа и совершенно противоположный, не бросающийся в глаза, образ. Несмотря на их полную противоположность, обе влекут героя за собой. Как видно, возмужавший юноша абсолютно не боится, так как он избавился от низкого приземленного чувства страха. Данный контекст встречи в раю предполагает явное дальнейшее бытие души, а не его завершение.

В более поздних произведениях поэта звучание темы «смерти», наполненное религиозным направлением, сменяется на противоположный смысл: земная не возвышенная смерть человека.

1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд (1 votes, average: 5.00 out of 5)

Рекомендуется к прочтению:



Анализ стихотворения Николая Гумилева «Смерть»