«Достоевский — это величайший реалист, измеривший бездны человеческого страдания»

Достоевского, по его собственному признанию, волновала судьба «девяти десятых человечества», нравственно униженных, социально обездоленных в условиях современного ему буржуазного строя.

В романе «Преступление и наказание» изображаются картины социальных страданий городской бедноты. Крайняя нищета характеризуется тем, что «идти больше некуда». Это и судьба Катерины Ивановны, оставшейся после смерти мужа с тремя малолетними детьми. «Плача, и рыдая, и руки ломая», она приняла предложение Мармеладова, «ибо некуда было идти».

Это и судьба самого Мармеладова. «Ведь надобно же, чтоб у всякого человека было хоть одно такое место, где и его пожалели». «… А пожалеет нас тот, кто всех пожалел и все понимал, он единый, он и судья». Трагедия отца, вынужденного принять падение дочери; судьба Сони, совершившей «подвиг преступления» над собой ради любви к близким; мучения детей, выраставших в грязном углу, рядом с пьяным отцом и умирающей матерью, ключевые сцены жизни петербургских «низов».

Допустимо ли ради счастья большинства уничтожение «ненужного» меньшинства? Достоевский всем художественным содержанием романа отвечает «нет» и

последовательно опровергает теорию Раскольникова: если один человек присваивает себе право физического уничтожения ненужного меньшинства ради счастья большинства, то «простой арифметики» не получится: кроме старухи процентщицы Раскольников неожиданно убивает и Лизавету — ту самую униженную и оскорбленную, ради которой, как он пытается внушить себе, он и пошел на преступление.

Если Раскольников и ему подобные берут на себя такую высокую миссию защитников униженных и оскорбленных, то они неизбежно должны считать себя людьми необыкновенными, которым все позволено. Если разрешить себе «кровь по совести», то неизбежно превратишься в Свидригайлова. Свидригайлов тот же Раскольников, но уже окончательно «исправленный» от всяких предрассудков. Свидригайлов преграждает Раскольникову все пути, ведущие не только к раскаянию, но даже просто к официальной явке с повинной. И не случайно только после самоубийства Свидригайлова Раскольников учиняет эту явку с повинной.

Достоевский выступает против бунта как такового. Путь в нравственном совершенствовании каждого человека.

Важнейшую роль в романе играет образ Сони Мармеладовой. Деятельная любовь к ближнему, способность отозваться на чужую боль (особенно глубоко проявившаяся в сцене признания Раскольникова в убийстве) делает образ Сони идеальным. Именно с позиции этого идеала в романе и произносится приговор. Для Сони все люди имеют одинаковое право на жизнь. Никто не может добиваться счастья, своего или чужого, путем преступления. Соня, по мысли Достоевского, воплощает народное начало: терпение и смирение, безмерную любовь к человеку.

Спасает и воссоединяет переступившего человека с Богом только любовь. Сила любви такова, что она может содействовать спасению даже такого нераскаявшегося грешника, как Раскольников.

Мысль о неприкосновенности любой человеческой личности играет главную роль в понимании идейного содержания романа. В образе Раскольникова Достоевский казнит отрицание самоценности человеческой личности и показывает, что любой человек, в том числе и отвратительная старуха процентщица, священен и неприкосновенен, и в этом отношении люди равны.

1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд (2 votes, average: 4.50 out of 5)

Рекомендуется к прочтению:



«Достоевский — это величайший реалист, измеривший бездны человеческого страдания»