Тема Реквиема в творчестве Анны Ахматовой

Реквием, согласно толкового словаря, – это песнопение траурного характера, исполняемое католиками во время заупокойной службы. Но тема реквиема актуальна не только для музыки, но и живет в литературе на протяжении многих веков.

Изначально реквием, как заупокойная молитва, показывает сцены Страшного Суда, который обрушит на головы грешников весь гнев Господа. Начинается реквием со слов о том, как поет хор ангелов. Причем герой спрашивает Отца, отчего тот оставил его своей милостью? А матери советует не рыдать о нем. Как и в произведении

Моцарта, Ахматова вкладывает весь смысл в подобные строчки.

В заключительной части своего музыкального шедевра Моцарт дает слушателям надежду и веру в то, что мольбы о даровании грешникам вечного покоя все же будут услышаны. Но Ахматова не дает читателям и малой доли той надежды, которую столь щедро дарит Моцарт. Поэтесса даже просит о воздвижении ей памятника, способного служить несмываемым пятном на памяти людей об ужасах жизни.

Ахматова боится забыть «громыханье черных марусь» и прочие кошмары, поскольку именно эти шокирующее события составляют весь смысл ее существования. Из этого нежелания забывать

рождается мотив памятника, ранее воспетый Державиным и Пушкиным. Именно тема памятника развивается в заключительной части «Эпилога». Однако, в отличие от Державина и Пушкина, Ахматова наделяет тему памятника глубочайшим трагизмом и скорбью.

Ахматова просит поставить памятник не именно ей, как поэтессе, и не ее музе, но тем людям, которые пострадали от репрессий. Не случайно и место для воздвижения памятника – Тюремная Стена, возле которой поэтесса в числе многих несчастных женщин провела огромное количество драматических часов.

Тот жестокий век, в который жила поэтесса, вынуждал и призывал многих воспевать Свободу. Однако, даже Пушкин имел большую свободу, нежели Ахматова, в ее прославлении. Гонимая и угнетаемая, литература 30х годов 20го века все же жила, пусть и скрытая от своего широкого читателя. И пусть все творчество Ахматовой, пронизанное тоской и горечью, пряталось и скрывалось от людей долгое время, от этого значение этих шедевров не может быть умалено.

Радует, что «Реквием» Ахматовой, хоть и в 1987 году, но все же увидел свет. Вышедшее с опозданием, великое произведение все же сумело найти своих читателей! Ведь непревзойденный трагизм и неподражаемая стилистика стихов Ахматовой никого не может оставить равнодушным!

1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд (1 votes, average: 5.00 out of 5)

Рекомендуется к прочтению:



Тема Реквиема в творчестве Анны Ахматовой