Сущность сопротивления Беранже

(по пьесе Йожена Йонеско «Носороги»)

Жизнь людей преисполнена проявлениями, которые при внимательном рассмотрении могут показаться нелогичными или даже абсурдными. Особенно это поражает, когда речь идет о явлениях общественной жизни, когда каждый отдельный человек действует по законам личной логики, а в объединении выходит что-то почти бессмысленное. Глобальные политические эксперименты XX века неоднократно заканчивались трагедиями целых народов, они осуществлялись на глазах писателей, которые видели противоречие

между идеями и их воплощением, и были свидетелями того, как большие массы людей, объединившись, делали вещи, не совместные со здравым смыслом, которые никогда не совершили бы по-одиночке, а потом наивно приходили в ужас и твердили, что все они ничего не знали и не понимали.

Не случайно возникло особое художественное направление, которое сосредоточило свое внимание на освещении именно этого момента человеческого существования. Театр абсурда, одним из ярчайших представителей которого является Йожен Йонеско, поднимает проблемы общественно-философского плана, заставляет посмотреть на мир с этого нового

ракурса сквозь стекло драматургических средств.

В пьесах театра абсурда происходит то, чего будто никогда не может быть. Так, в пьесе Йонеско «Носороги» обычные жители обычного города начинают превращаться в носорогов, но это – лишь образ, который разрешает обобщить сам принцип потери людьми человеческого подобия, которое, в свою очередь, является закономерным результатом тоталитарного общественного устройства. Не имеет значения, которого именно: художественный прием делает обобщение универсальным. Когда эту пьесу поставили впервые, большинство зрителей и критиков считали, что речь идет о национал-социализме, но Йонеско опровергал подобное упрощенное толкование. Таких «носорогов» можно встретить не только в Германии, изображенное явление шире любого отдельного и конкретного случая. Лучше речь идет об общих причинах и принципах озверения людей и о поиске путей противостояния, которые в пьесе презентует Беранже – одиночка, который стихийно выступает против тоталитаризма, против коллективных истерий и эпидемий (под видом ума или идей) и есть, по мнению автора, коллективным заболеванием.

Неудачник и идеалист Беранже не очень похож на традиционного положительного героя, но именно он оказывается способным остаться человеком. В начале пьесы его образ кажется почти невыразительным: он не декларирует четких идей, в отличие от других персонажей, кажется, не имеет даже собственной позиции, просто одним из первых ощущает опасность. Но дальнейшее развитие событий доказывает, кто чего достоин. Отсутствие конкретных убеждений оказывается проигрышной лишь на первый взгляд, хотя сначала «идейные» персонажи имеют убедительный вид, такие как интеллигентный Жан, убежден, что «высший человек – это тот, кто исполняет свой долг» и твердит об «оружии терпимости, культуре, интеллигентности». Не случайно среди них появляется Логик, который все свои силлогизмы выводит с классическими логическими ошибками. В их приемах мышления уже заранее закодированы возможности как довести что-нибудь, так и нелогичность под маской логичности. Вставной относительно сюжета разговор о котах (если четыре лапы – это кот) – образ подобного мышления.

Носорогов долго не желают видеть, их существованию возражают, называют «мистификацией», «пропагандой», «иллюзией». Для Беранже они – реальность, которая ему не нравится: «Тупое четырехногое, которое не достойно и единственного слова! Да еще и злое…» Когда носорогов становится много, начинают звучать другие голоса протеста, которые звучат или декларативно, или неубедительно.

Слова Жана перед преобразованием его в животного освещают дополнительное содержание образа «носорогов», не идеологического плана (что умышленно не уточняется), а принцип отношения к людям: «я не то что не люблю людей, они мне равнодушны или же гадки, пусть лишь не становятся мне на дороге, я раздавлю их»; «у меня есть цель, и я рвусь к ней». В таком подходе уже есть что-то нечеловеческое.

Другой персонаж склонен к философским раздумываниям, Дударь, спрашивает риторически: «Разве можно знать, где зло, а где добро?» и попадается в ловушку собственных убеждений: почему бы не приобщиться ему к большой «всемирной семье», когда у носорогов большинство? «Надо идти со временем», – говорит перед преобразованием в носорога Ботар. «Выбери себе ту реальность, которая тебе подходит», – советует Беранже Дези. Она предлагает ему «вдвоем, без никого – быть счастливыми». Но именно попытка бегства в мысленный мир приводит к тому, что она потом начинает восхищаться носорогами – «Это они народ. И им хорошо в их шкуре».

Беранже считает, что сам он не силен в философии, но ощущает опасность сердцем. И сердце оказывается умнее. Именно этим он отличается со своего окружения, и именно способность ощущать, сочувствовать, страдать из-за совести разрешают ему опираться эпидемии. Не от сформулированной идеи отталкивается Беранже, но его убеждения оказываются сильнейшими. «Человек выше носорога!» – верит он, и это не нуждается в доказательствах. Человек тем и выше, что способен не давить все перед собой, а способен на сочувствие и имеет совесть. Беранже спасается благодаря тому, что защищает в себе именно эту способность.

А разгадав главную сущность сопротивления Беранже, можно понять и авторский замысел: чтобы не допускать «массового психоза», надо учиться сохранять в себе человечность.

1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд (1 votes, average: 5.00 out of 5)

Рекомендуется к прочтению:



Сущность сопротивления Беранже