Постоянная борьба
(по произведениям Редьярда Киплинга)
Еще с далекого детства многие ребятишки знают историю о Кошке, которая гуляет самая по себе, о чрезмерно интересном Слоненке, о бесстрашном мангусте Рики-Тики-Тави. А значит, все они с раннего детства знакомы с замечательным английским писателем и поэтом Редьярдом Киплингом. Это он составил удивительную историю о мальчике Маугли, этого Лягушонка, вскормленного в джунглях волчицей, который вырос в волчьей Стае и дружил с пантерой Багирой, медведем Балу и питоном Каа.
Литературная
Итак, померкла слава поэта и романиста Киплинга, но не слава автора двух «Книг джунглей», в которые входят рассказ о Маугли. Рассказы эти не только стали во многих отношениях настоящим открытием для европейской литературы, но и нашли в наши дни особую остроту звучания. И дело здесь даже не в том, что, воссоздавая неповторимый мир джунглей в его живой целостности, мир замечательный без чудес, Киплинг совершенно, с научной точностью выучил характеры, привычки птиц, зверей и пресмыкающихся, хотя без этого, конечно, не было бы той конкретности изображения, благодаря которой каждый эпизод истории Маугли становится зримым. Дело здесь, наверное, в том волшебному искусстве, с которым автор проникает в самое сердце дикой, буйной, первоначальной природы. Сейчас, когда цивилизация временами жестоко и безоглядно наступает на все живое, нас особенно волнует картина нерастроганного человеческой рукой тропического леса, где под жгучими и целебными лучами солнца пышно цветут удивительные цветы, раскинули свои ветви разные химерические растения и живут своей естественной жизнью непуганные человеком звери. Читая «Маугли», мы вдыхаем пряный, обжигающий воздух настоящих джунглей, углубляемся в непроходимые кустарники, запутываемся в лианах, замираем от увлечения… Мы в самом деле, как очарованные…
И все же секрет непостижимой силы рассказов Киплинга о джунглях, естественно, не в проблемах охраны места существования, не в экологии, пусть даже в ее поэтическом аспекте, а прежде всего в самых образах животных. Киплинговские животных не аллегорические, т.е. что воплощают те или другие человеческие черты, фигуры, а живые звери со своими привычками, пластикой, они живут в джунглях естественной жизнью В «Маугли» Киплинг как бы заново открыл и, главное, подчеркнул причастность человека к природе, точнее, его причастность ко всему живому. На страницах повести снова ожившая доисторическая эпоха, когда звери и люди сосуществовали как бы на равных. Образ человека, который вырос среди зверей, испокон веков привлекал человеческое внимание. Еще в Древнем Риме существовали пересказы о мальчиках, вскормленных волчицей. Тем не менее в истории с Маугли важное другое. Этот голый Лягушонок, который вырос в сильного и храброго мальчика, который постиг благодаря стараниям своих воспитателей, – Отца Волка, медведя Балу, пантеры Багиры и слона Хатхи – сложные Законы Джунглей, осуществляет подвиги и побеждает своих врагов именно потому, что он человек. Он может остановить на бегу оленя и сбить с ног кабана, но в отличие от зверя глаза его никогда не вспыхивают хищным блеском, и лишь он один может овладеть Красным Цветком – огнем. На вере Киплинга в возможности человека как существа умного и благородного, на вере во всепобеждающую силу его интеллекта и воли воспиталось не одно поколение молодых людей. Даже неприятели Киплинга признавали, что он формировал характеры – характеры активные, твердые, непоколебимые.
Преодолевая бесчисленные опасности, каждый раз попадая в трудные, почти безвыходные положения, Маугли мужает на глазах у читателей. Мы видим, как в постоянной борьбе окончательно формируется его благородный, активный и сильный характер. Он радушный, честный, смелый, справедливый, одним словом, идеальный пример для подражания, поскольку характер этот раскрывается в захватывающих приключениях и готовит к настоящей взрослой жизни.
Рекомендуется к прочтению:
- Маугли
- Друзья Маугли
- Сочинение по сказкам Редьярда Киплинга
- Краткое содержание Книга джунглей (Маугли)
- Просто так, сказки для маленьких детей
- Борьба с вредной привычкой
- Социальная проблематика пьесы На дне.
Постоянная борьба