Постмодернизм в России

Принято считать, что возникший на Западе постмодернизм, пришел в Россию в начале 90-х прошлого века. Это ни совсем так. Во времена хрущевской оттепели это направление дало о себе знать отчасти оппозиционно настроенной интеллигенцией.

В эти годы начали издаваться, в т.ч. самиздатом, произведения как реалистов, так и постмодернистов. В культурной среде ужились работы А.Веселого, Н.Гумилева, А.Ахматовой, М.Цветаевой, Е.Кузьмина-Караевой, И.Бунина, О.Мандельштама и т.д. Налицо было желание совместить то с чем жили (официальный язык массовой культуры)

с чем то новым, связанным с общечеловеческими ценностями и преподносимым языком высокой литературы.

Для этого периода является знаменательным появление книги И.Эренбурга «Люди, годы, жизнь», в которой многие известные люди (писатели, художники, композиторы и архитекторы) были представлены вне рамок официальной идеологии. Советские читатели о многих деятелей зарубежья до этого и не слышали. Из изданных в эти годы книг можно выделить также «О реализме без берегов» Р.Гароди и двухтомник О.Уайльда. Многое от творчества «искусство для искусства» доходило до читателей страны Советов и по нелегальным каналам.

Следует

обратить внимание на интересное обстоятельство, связанное с запретом постмодерна на территории СССР (России). Без доступа к произведениям соответствующих писателей, советский читатель изучал труды, опубликованные до революции (Ницше и Розанов). Таким образом, у интеллигенции формировалось фундаментальное и критическое осмысление к трудам появившимся в годы оттепели, и в дальнейшем перестройки.

Из посмодернических произведений российских писателей второй половины прошлого века можно выделить «Москва-Петушки» В.Ерофеева, «Пушкинский дом» А.Битова, «Омон Ра» В.Пелевина. Из ярких представителей постмодерна можно отметить также А.Синявского, И.Кабакова и Т.Кибирова. Для тех, кто имеет желание изучит посмодерн в целом, и в России в частности, имеются интересные исследования: «Постмодернистские тенденции в современной прозе» А.Битова и В.Пелевина, а также «Постмодерн в России» М.Эпштейна.

Данные работы раскрывают особенности русского постмодерна, сравнивают его с западным постмодерном. В книге М.Эпштейна говорится об интересной концепции, согласно которой определенное соотношение постмодерна с коммунизмом может объяснить феномен постмодернизма в России.

1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд (1 votes, average: 5.00 out of 5)

Рекомендуется к прочтению:



Постмодернизм в России