«Пойми живой язык природы — и скажешь ты: прекрасен мир…» (Никитин)
Прошло достаточно много времени со дня выхода в свет романа Чингиза Айтматова «Плаха». Однако поднятые им в романе проблемы актуальны и по сей день. Дело в том, что вопрос взаимоотношений человека и природы принадлежит к разряду вечных. Существовавшие некогда гармоничные отношения человека и природы с течением времени оказались разрушены, и не просто разрушены, но даже поруганы. Подобная дисгармония у Айтматова приводит к трагедии — человек сам создает свой эшафот, плаху…
Роман начинается с описания жизни волчьей семьи,
Причиной столь чудовищного надругательства стал всего лишь невыполненный план мясосдачи. «Вовлечение в плановый оборот невскрытых резервов» выявило истинное отношение человека к природе. «Страх достиг таких апокалиптических размеров, что волчице Акбаре, оглохшей от выстрелов, казалось, что весь мир оглох и онемел, что везде воцарился
Волчица Акбара всю свою неистраченную материнскую любовь и нежность пытается перенести на ребенка, но человек (в лице Бостона) в очередной раз не понимает этого сложного для него явления и в порыве страха стреляет в волчицу, промахивается и убивает собственного сына Кенджеша. Люди сочувствовали Гулюшкан, которая, потеряв сына, выла так же, как Акбара, когда у нее украли ее оставшихся волчат. Но вой волчицы вместо жалости вызывал в людях только злость.
Волчица не виновата перед человеком. А он несет заслуженное наказание. До вторжения людей в мир Акбары она жила по законам природы и, встретив беспомощного человека, волчица могла отпустить его. Варварское уничтожение целой природной системы Моюнкумов приводит к тому, что в действие вступает закон возмездия. И волчица вынуждена играть по «человеческим» правилам.
Помимо пустых и бездушных, нравственно незрелых героев — Бостона, Базарбая, Кандарова, автор вводит в роман наивного героя-жертву Авдия. Он искренне пытается пробудить в этих людях совесть, чувство жалости и сострадания, заставить врага переосмыслить свою жизнь, став другим, лучше и чище. Однако нельзя исправить в один миг то, что делалось людьми годами. Бостон сам себя ведет на плаху велением совести, гибнет Базарбай. Авдий же преодолевает инстинкт самосохранения, гнев на своих врагов, жалеет и любит их. Он — человек свободы, своим примером являет идеалы добра, милосердия, сострадания.
«Гонцы» за анашой избили и сбросили с поезда Авдия, надеясь, что он не выживет. А когда он, движимый внутренним голосом добра в душе, во второй раз попытался пойти против суровой реальности и остановить бессмысленное убийство сайгаков, это стоило ему жизни. Люди распяли Авдия, не пожалели его. Дело в том, что жалость им изначально чужда.
Но Авдия пожалела волчица Акбара, которую он увидел за несколько мгновений до своей смерти. «Спаси меня, волчица», — произнес вдруг умирающий Авдий. Услышь меня, прекрасная мать — волчица», — думает он и видит волчицу. «Ты пришла…» — и голова его безвольно упала вниз»…
Человек, утративший душевную чистоту, доброту, не способен понять живой язык природы. Именно поэтому судьба человека трагична. Но как ознаменование того, что человечество не безнадежно, перед нами стоит образ Авдия. Он сумел расслышать живой язык природы и понял, как мир может быть прекрасен…
Рекомендуется к прочтению:
- «Пойми живой язык природы — и скажешь ты: прекрасен мир…» (По роману Айтматова «Плаха»)
- Живой уголок
- Раскрытие характера в сюжете произведения Александра Бестужева‑Марлинского «Мореход Никитин»
- Анализ стихотворения Александра Пушкина «Друзья мои, прекрасен наш союз»
- Краткое содержание «Живой труп» Льва Толстого
- «Живой, цельный человек схвачен автором в каждом действии, в каждом движении Базарова» (По роману Тургенева «Отцы и дети»)
- Генрих Манн Верноподданный краткое содержание.
«Пойми живой язык природы — и скажешь ты: прекрасен мир…» (Никитин)