Мотивы свободы и одиночества лирики Лермонтова

Еще при жизни лирические произведения М. Лермонтова принесли ему славу второго поэта после Пушкина, но настоящее значение его лирического наследства открылось уже после его смерти. А поэтическая обворожительность его стихотворений привлекает читателя и сегодня.

В стихотворениях поэта отразились все его творческие интересы, моральные и художественные поиски, личные переживания, даже общественные явления его времени. Из этих произведений можно понять, какие друзья и враги его окружали, какие события волновали мир, какие проблемы разрешались.

И

все же ведущий мотив его лирики — это мотив одиночества, на которое обречен человек. Для лирического героя Лермонтова выхода из этого состояния нет. Ни любовь, ни дружба не дают ему избавиться ощущение одиночества:

Пусть я кого-нибудь люблю:

Любовь не красит жизнь мою.

Живу — как неба властелин —

В прекрасном мире — но один.

В стихотворении «Нет, я не Байрон, я другой» Лермонтов обращается к образу Байрона, чтобы показать истоки этого чувства. «Мировая скорбь» Байрона находит отзыв в сердце лирического героя. Но Лермонтов живет и творит при других исторических обстоятельствах.

Байрон

отобразил пробуждение самосознания человека, а поколение Лермонтова несет груз разочарований в возможностях человека, ее прогрессивной роли в истории. Поэтому в «душе моей, как в океане, надежд разбитых груз лежит», потому чувство пессимизма охватывает его лирического героя.

Своеобразное решение находит этот мотив в стихотворении «Выхожу один я на дорогу». Лирический герой чувствует себя безгранично одиноким не только среди людей, но и во вселенной. Странно, но это чувство вызывает у него не желание уйти из жизни, а желание «Свободы и покоя», желание освободиться от условностей, которые ограничивают личность, желание почувствовать красоту человеческих отношений и мира.

Чтоб всю ночь, весь день мой слух лелея

О любовь мнет сладкий голос пел

Надо мной чтоб вечно зеленея

Темный дуб склонялся и шумел.

Мотив одиночества тесно связан с мотивом свободы. Возможно, человек потому одинок, что только во внутреннем мире он чувствует себя свободным. Но Лермонтов чувствует, что скованность в пределах внутреннего мира обедняет человека. Например, стихотворение «Не верь себе» раскрывает традиционную для романтиков тему «поэт и толпа». Но его решение этой темы противоположно традиции: у толпы значительные преимущества перед поэтом, потому что в ней сосредоточился выстраданный опыт многих поколений, а внутренний мир одного человека, какой бы богатый он не был, не может вместить этот опыт.

Более характерно для Лермонтова — сочетания мотивов свободы и природы, природы и одиночества. Природа олицетворяет стихию свободы, потому часто употребляемые образы океана, моря, неба, звезд, туч. Лирика Лермонтова отобразила главные проблемы его времени. И не случайно мотивы одиночества и свободы — ведущие в его творчестве. Именно действительность подсказывала их поэту.

1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд (2 votes, average: 5.00 out of 5)

Рекомендуется к прочтению:



Мотивы свободы и одиночества лирики Лермонтова