Основные мотивы лирики Лермонтова
Лермонтов для меня — это прежде всего, еще с детских лет, «Белеет парус одинокий». Может, потому что эти строки впервые прозвучали на морском берегу, словно звуковым фоном к маленькой белой капельке, мелькавшей на синем горизонте, загадочной и волшебной в утреннем тумане? А может, благодаря тому, что в первые мои школьные годы накатилась, как вторая волна, катаевская повесть с тем же названием, пронизанная тем же самым неповторимым свободолюбивым духом?
Кажется, эти строки я знала наизусть всегда. А значит, знала о Лермонтове, что
…Он,
Как будто в бурях есть покой.
Это уже после, в школе, я познакомилась с короткой, но яркой жизнью поэта. Это потом пришло в голову, что поэт и его герои похожи. Доказательства пришли позднее. А сначала — только знание, аксиома, огонек вечного пламени. Его отблески — вспышки — почти в каждой строке:
Мне нужно действовать. Я каждый день
Бессмертным сделать бы желал, как тень
Великого героя. И понять
Я не могу, что значит отдыхать.
Везде кипит и зреет что-нибудь
В моем уме.
С первых шагов, от юношеского кредо «Мне нужно действовать » — к зрелой, заветной мечте, к поэме
Я видел горные хребты,
Причудливые, как мечты,
Когда в час утренней зари
Курилися, как алтари,
Их выси в небе голубом,
И облачко за облачком,
Покинув тайный свой ночлег,
К востоку направляло бег —
Как будто белый караван
Заветных птиц из дальних стран!
Вот оно — место вечной красоты и покоя! Мцыри живет среди заботы монахов, знает духовную высоту молитвы. Казалось бы, зачем искать чего-то другого, неизвестного? Но звучат слова исповеди — его беседа с духовным отцом настоящее откровение в широком понимании слова:
Я знал одной лишь думы власть,
Одну — но пламенную страсть:
Она, как червь, во мне жила,
Изгрызла душу и сожгла.
Она мечты мои звала
От келий душных и молитв
В тот чудный мир тревог и битв,
Где в тучах прячутся скалы,
Где люди вольны, как орлы.
Юноша, не знавший другой жизни, бежит не ради обычных поисков лучшего, интересного: «Узнать, прекрасна ли земля». Его душу тревожат другие, более сложные, более серьезные вопросы:
Узнать, для воли иль тюрьмы
На этот свет родимся мы.
Поражает смелость Мцыри, словно проявляется то, что было заложено в нем с рождения. Наедине с бушующей грозой, в одиночестве в горах, во тьме ночью, он радуется встрече со стихией:
О, я как брат
Обняться с бурей был бы рад!
Глазами тучи я следил.
Рукою молнии ловил…
После «дружбы краткой, но живой, меж бурным сердцем и грозой», после того, как он ощутил силу стихий, а себя — частью природы, ничто не может остановить юношу на пути на родину. Встретив могучего барса, безоружный перед лицом свирепого хищника, Мцыри доказывает — и прежде всего, самому себе,
Что быть бы мог в краю отцов
Не из последних удальцов.
Казалось бы, никакие препятствия не помешают ему. Есть только одно —единственное, заложенное в нем самом: выросший и воспитанный вне родины, не по ее законам и традициям, Мцыри понимает, что всегда останется чужим. И он перестает бороться, потому что как же бороться с самим собой? Исчезает цель в жизни, остается лишь недовольство судьбой, обреченность и одиночество. О том же и другие лермонтовские строки:
На севере диком стоит одиноко
На голой вершине сосна…
…Однако
Он стоит, задумался глубоко
И тихонько плачет он в пустыне…
…Дубовый листок оторвался от ветки родимой…
Что дальше — глухой угол, конец? Или рациональное решение — вернуться в уютный мирок и покой монастыря? Знаете, за что я уважаю героев Лермонтова и особенно Мцыри? Они не соглашаются с поражением. Они, даже умирая, продолжают оказывать сопротивление — сколько есть сил.
Утратив последнюю надежду, Мцыри не возвращается в монастырь, к единственным людям, знавшим его и заботившимся о нем. «Там я найден и поднят был» — сразу два страдательных причастия. Ни капли воли, собственного сознания не слышно в этих словах. Так можно сказать о безгласном теле. Но дух его, пылкий, свободолюбивый, навсегда будет жить в милом сердцу краю, где ценят мужество и преданность, где возвышаются над бурями и грозами горы, где люди в испытаниях выше и крепче бурь и гроз и готовы померятся с ними силами.
Эти мотивы — свободолюбие, верность родине, мужество, умение и в одиночестве оставаться человеком — я считая главными в лермонтовской поэзии. Именно они тронули мое сердце. Именно за них я люблю стихи Лермонтова.
Рекомендуется к прочтению:
- Основные темы и мотивы лирики Лермонтова
- Мотивы свободы и одиночества лирики Лермонтова
- Трагедия одиночества (мотивы лирики Лермонтова)
- Основные мотивы лирики Некрасова
- Мотивы лирики Лермонтова и проблематика романа «Герой нашего времени»
- Основные мотивы лирики Есенина
- Женские образы у Гоголя.
Основные мотивы лирики Лермонтова