Краткое содержание рассказа Тургенева «Мой сосед Радилов»

Повествование ведется от лица автора. В начале рассказа автор говорит о старинных липовых садах, в которых по осени водится так много вальдшнепов. Подобных садов очень много в Орловской губернии. Эти сады разбиты еще нашими предками. Сейчас, когда значительная часть дворянских усадеб пришли в запустение, а фруктовые деревья подверглись истреблению, только величественные липовые деревья остались на память о былых временах.

Однажды автор оказался в таком саду. Из-за куста вылетел вальдшнеп, автор выстрелил. Тут же среди деревьев мелькнуло

лицо испуганной девушки и тут же пропало. Стало понятно, что сад кому-то принадлежит. Это подтвердил и Ермолай, слуга автора. Он упрекнул охотника за то, что тот стреляет там, где живут люди. Собака приносит убитую дичь, слышатся торопливые шаги и перед автором возникает недовольный человек высокого роста и с усами. Автор извиняется и предлагает отдать дичь, застреленную им в чужих владениях.

Незнакомец соглашается принять птицу, но с одним условием: автор остается у него отобедать. Автор не в большом восторге от столь неожиданного предложения. Но новый знакомый называет свое имя и звание – помещик Радилов

– и говорит, что по случаю воскресного дня стол обещает быть отменным. Иначе он бы и не подумал приглашать гостей. Автор принимает предложение и идет вслед за Радиловым.

Дорожка из липовой рощи выводит на огород. Автор видит кочаны капусты, засохшие плети гороха, пожелтевшие огурцы, остатки клумб. В общем, везде виден налет запустения. За поворотом дорожки показался старый домик. Радилов притормозил и выразил сомнение в том, что автор расположен идти внутрь. Автор поспешил уверить хозяина в обратном. Они входят.

Их встречает слуга в синем суконном костюме. Радилов приказывает подать водки Ермолаю. В кабинете автор снимает с себя охотничьи принадлежности и проходит в гостиную. Там хозяин знакомит гостя со своей матерью. Это маленькая старушка с добрым лицом и печальными глазами. Она расспрашивает гостя, как давно тот в их краях и надолго ли планирует остаться. Автор отвечает, что прибыл недавно и намерен пробыть здесь до зимы.

Затем Радилов представляет другого домочадца, которого зовут Федор Михеич. Это худой старик лет семидесяти. Федор Михеич достает скрипку, начинает играть и пускается в пляс. Хозяин дома замечает, что гостю не слишком нравится творчество старика, и останавливает Михеича. Тот кланяется всем по очереди и выходит из комнаты.

Радилов рассказывает невеселую историю Федора Михеича. Это разорившейся помещик, которого он держит в доме из милости и сострадания.

В комнату входит та самая девушка, которую автор уже видел в саду. Радилов называет ее Ольгой и приглашает всех к столу. Федор Михеич обедает отдельно ото всех, чтобы никого не смущать своей старческой неопрятностью. Обед оказался недурен. За столом Радилов рассказывал о службе в пехотном полку. Автор внимательно слушает и украдкой наблюдает за Олей.

Девушку нельзя назвать красавицей, но выражение ее лица, густые волосы, умные глаза привлекают внимание. Она слушает Радилова со страстным и неослабевающим вниманием. По возрасту она годится хозяину в дочери, но автору ясно, что это не так. Выясняется, что Ольга приходится сестрой жене Радилова, которая умерла. Мать Радилова почти ничего не ест и как будто ждет чего-то плохого.

После обеда автор и Радилов возвращаются в кабинет. Автор мысленно вспоминает о людях, которыми владеет какая-то одна страсть. Ему кажется, что его новый знакомый как раз такой человек. Но автор не может определить природу этой страсти. Обо всем Радилов говорит спокойно и ровно. И лишь время от времени в его взгляде и усталой позе мелькает эта тайная страсть, неизвестное чувство.

Автор не может понять Радилова. Он не мрачен, готов на сближение. Но чувствуется, что Радилов не способен ни с кем сблизиться по-настоящему. Его жизнь протекает глубоко внутри. И все привлекательное таится где-то глубоко внутри. Но чувствуется, что это славный и добрый человек.

Ольга приглашает на чай, и мужчины возвращаются в комнату. Автор вновь наблюдает за девушкой. Она молчалива, как многие провинциалки, но нет в ней жеманности и манерного кокетства.

Заходит речь о том, как мелочи могут сильно и неожиданно повлиять на человека. Радилов вспоминает, как потерял в родах жену. Он горевал, но так и не смог заплакать. Слезы появились только после того, как Радилов увидел муху на чуть приоткрытом глазе покойницы. Автор говорит, что любой удар судьбы можно перенести, а из любого положения можно найти выход. В ответ на это Радилов рассказывает о том, как лежал полумертвый в турецком госпитале. Врачи каждый день ждали его смерти, чтобы освободить койку для нового раненого. А Радилов выжил, несмотря ни на что.

Автор замечает, что смерть тоже была бы выходом. Радилов ударяет по столу и восклицает, что тянуть нельзя и надо решиться. В комнату входит Овсянников, о котором автор обещает рассказать в другом эпизоде. На следующий день автор со слугой вновь уходит на охоту. А потом с изумлением узнает, что Радилов бросил мать и уехал с Ольгой в неизвестном направлении. Перед отъездом автор навещает Радилову и осведомляется о ее сыне. Старушка плачет, и автор больше не задает никаких вопросов.

1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд (2 votes, average: 5.00 out of 5)

Рекомендуется к прочтению:



Краткое содержание рассказа Тургенева «Мой сосед Радилов»