Краткое содержание «Прощание с Матёрой» Валентина Распутина

Знаменитая повесть известного российского писателя Валентина Распутина «Прощание с Матёрой» написана на основе происходящих в шестидесятые годы событий. В повести речь идет о тех событиях, когда на реке Ангаре в ходе строительства Братской гидроэлектростанции затопили окрестные деревни, а жителей переселили. Взяв прообраз одной из таких деревень – село Усть-Уда в Иркутской области, в котором родился сам писатель, описал трагедию деревни Матёры, расположенной на одноименном острове на реке. Для жителей затопленных сел непоправимой драмой

оказалось внезапное переселение и расставание с родным кровом.

Начинается повесть словами «И опять наступила весна,… но последняя для Матёры…». В этих нескольких словах – и цикличность жизни (« И опять»), и радость от прихода весны («наступила весна»), и трагизм и безысходность ситуации («последняя для Матёры»). С глубоким психологическим переживанием описаны чувства жителей, лишаемых своих корней, отрываемых от земли предков, теряющих силу, получаемую от родной земли. Ради чего? Должно ли новое разрушать, перечеркивать старое? Или можно преобразовать его? Вечные вопросы, которые поднимает повесть.

Эта

весна оказалась для Матёры необычной. Среди людей прошёл слух, что их дома будут сожжены, а сама деревня затоплена. К их ужасу, слух становился реальностью. У жителей деревни опускались руки в ожидании неизбежного исхода. Только старики из последних сил старались сохранить «жилой дух» деревни.

В.Г. Распутин очень ярко даёт уклад деревенской жизни, который складывался на протяжении трёх столетий. Весь быт Матёры связан с рекой, ведь она стоит на острове. Но река в повести имеет и второе значение, символизирующее текущее время. Поколения жителей сменялись. Приходили в упадок старые избы. Строились новые дома. Жизнь текла своим чередом. И даже посёлки, стоящие на другом берегу реки, считались здесь краем света.

Персонажи повести похожи нелёгкими судьбами между собой. Всё, что они знают, это тяжёлый труд, неустроенность и редкие маленькие моменты радости, вроде приездов детей к старикам.

Но эти люди имеют нечто большее – чувство благодати от жизни на родной земле. Этим они сильны. Оторвать их от неё всё равно, что вырвать с корнем дерево. Переезд они приравнивают к смерти. Не могут надышаться воздухом родины перед вынужденным расставанием навсегда. Прерываются связи и с прежним укладом, и между самими сельчанами, живущими как одна большая семья. Непередаваема боль старых людей от затопления могил близких. А избы, как пишет В. Распутин, «оставляли на смерть».

Трагическое описание разорения старого кладбища эмоционально и сильно дано в повести. Главная героиня старуха Дарья Пинигина встаёт на защиту надгробий от надругательства. Нет предела возмущению жителей, готовых на самосуд над варварами, которые оказываются «вооружёнными» постановлением о санитарной обработке местности под водохранилище. Для власти это важнее, чем душевная боль людей.

В грустных разговорах между собой жители рассуждают и о современной жизни с её спешкой и суетой. Дарья мучается от мыслей, что люди перестали быть совестливыми. Её восприятие собственной старости с ненужным никому опытом, горько. Из шести своих детей троих похоронила, остальные трое живут с семьями далеко.

Молчаливый ужас стоит в глазах людей, смотрящих на горящий дом, собственноручно сжигаемый его хозяином – односельчанином Петром. Его изба была уникальной, даже хотели в музей увезти. Но вот от неё остаётся только пепел. Каждый думает о своём – их дома ждёт такая же участь. Все избы перед затоплением должны быть сожжены.

Переселяют жителей в «бестолково построенный» посёлок на склоне сопки, где нет плодородной, как в Матёре, земли. Огромные средства, бесхозяйственно затраченные на его строительство, возмущают деревенских рачительных хозяев своей бессмысленностью.

Намного легче переносит расставание с деревней молодое поколение. Молодёжь верит в лучшее будущее в городе, не хочет ценить оставляемые со стариками вековые устои. Споры Дарьи с внуком Андреем – это разговоры мудрой старости с наивной молодостью.

Есть в книге и таинственный фантастический персонаж – Хозяин Острова – добрый дух, охраняющий деревню и погибающий вместе с ней. Другой почти сказочный образ – «царский листвень» – огромное дерево, которое так и не смогли ни спалить, ни повалить. Это символы крепости старой жизни.

Дарья остаётся с Матерой до последнего. Перед сжиганием убирает и белит избу, переживает, что не всё покрасила одинаково хорошо, словно собирает умершего, провожая в последнюю дорогу.

Не будет Матёры, а Ангара всё также продолжит катить свои воды. Всё также будет светить солнце, с жителями ли деревни или без них.

В повести наименование села Матёры и сама старуха Дарья символизируют женское начало. Лейтмотив повести – нельзя рубить корень, из которого растёт сама жизнь.

1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд (1 votes, average: 5.00 out of 5)

Рекомендуется к прочтению:



Краткое содержание «Прощание с Матёрой» Валентина Распутина