«Прощание с матерой» Валентина Распутина (Опыт рецензии)

(1 вариант)

Валентин Григорьевич Распутин родился в 1937 году в поселке Усть-Уда, что стоит на Ангаре, почти на полпути между Иркутском и Братском. После школы в 1959 году окончил историко-филологическое отделение Иркутского университета, затем занялся журналистикой. Первые очерки и рассказы Распутина были написаны в итоге корреспондентской работы, поездок по близкой его сердцу Сибири; в них отложились наблюдения и впечатления, которые стали опорой для размышлений писателя о судьбе родного края. Распутин любит родину. Он

не представляет себе жизни без Сибири, без этих трескучих морозов, без этого слепящего глаза солнца. Именно поэтому в своих произведениях писатель раскрывает таежную романтику, единство людей с природой, изображает характеры, завораживающие своей силой, первозданностью, естественностью. Такие характеры Распутин открыл в сибирских селениях. На материале сибирской деревни написаны такие повести, как «Последний срок» (1970), «Деньги для Марии» (1967), «Вверх и вниз по течению». Здесь автор поднимает высокие нравственные проблемы добра и справедливости, чуткости и щедрости человеческого сердца, чистоты и откровенности
в отношениях между людьми. Однако Распутина интересовала не только личность с ее духовным миром, но и будущее этой личности. И я бы хотела рассказать именно о таком произведении, в котором ставится проблема бытия человека на Земле, проблема жизни поколений, которые, сменяя друг друга, не должны потерять связи. Это повесть «Прощание с Матерой». Хотелось бы заметить, что Распутин попытался возвратить интерес к старинному русскому повествовательному жанру-повести.

«Прощание с Матерой» – своеобразная драма народной жизни – была написана в 1976 году. Здесь речь идет о человеческой памяти и верности роду своему.

Действие повести происходит в деревне Матера, которая вот-вот должна погибнуть: на реке возводят плотину для постройки электростанции, поэтому «вода по реке и речкам поднимется и разольется, затопит… » конечно, Матеру. Судьба деревни решена. Молодежь без раздумий уезжает в город. У нового поколения нет тяги к земле, к Родине, она все стремится «перейти на новую жизнь». Безусловно, то, что жизнь – это постоянное движение, изменение, что нельзя оставаться неподвижно на одном месте столетия, что прогресс необходим. Но люди, вступившие в эпоху НТР, не должны терять связи со своими корнями, разрушать и забывать вековые традиции, перечеркивать тысячи лет истории, на ошибках которой им бы следовало учиться, а не совершать свои, иногда непоправимые.

Всех героев повести условно можно разделить на «отцов» и «детей». «Отцы» – это люди, для которых разрыв с землей смертелен, они выросли на ней и любовь к ней впитали с молоком матери. Это и Богодул, и дед Егор, и Настасья, и Сима, и Катерина.

«Дети» – это та молодежь, которая так легко оставила на произвол судьбы деревню, деревню с историей в триста лет. Это и Андрей, и Петруха, и Клавка Стригунова. Как мы знаем, взгляды «отцов» резко отличаются от взглядов «детей», поэтому конфликт между ними вечен и неизбежен. И если в романе Тургенева «Отцы и дети» правда была на стороне «детей», на стороне нового поколения, которое стремилось искоренить морально разлагающееся дворянство, то в повести «Прощание с Матерой» ситуация совершенно противоположная: молодежь губит то единственное, что делает возможным сохранение жизни на земле (обычаи, традиции, национальные корни).

Главный идейный персонаж повести – старуха Дарья. Это тот человек, который до конца жизни, до последней ее минуты остался предан своей родине, Дарья формулирует главную мысль произведения, которую сам автор хочет донести до читателя: «Правда в памяти. У кого нет памяти, у того нет жизни». Эта женщина является некой хранительницей вечности. Дарья – истинный национальный характер. Писателю самому близки мысли этой милой старушки. Распутин наделяет ее лишь положительными чертами, простой и незатейливой речью. Надо сказать, что все старожилы Матеры описаны автором с теплотой. Как искусно изображает Распутин сцены расставания людей с деревней. Прочтем еще раз, как снова и снова откладывают свой отъезд Егор и Настасья, как не хотят уезжать они из родной стороны, как отчаянно борется Богодул за сохранение кладбища, ведь оно свято для жителей Матеры: «…А старухи до последней ночи ползали по кладбищу, втыкали обратно кресты, устанавливали тумбочки».

Все это лишний раз доказывает то, что отрывать народ от земли, от его корней нельзя, что такие действия можно прировнять к жестокому убийству. Автор очень глубоко осмыслил проблему, вставшую перед обществом в эпоху НТР, – проблему утраты национальной культуры. Из всей повести понятно, что эта тема волновала Распутина и была актуальна и у него на родине: недаром он располагает Матеру на берегу Ангары, Матера – символ жизни. Да, ее затопило, но память о ней осталась, она будет жить вечно.

(2 вариант)

Валентин Григорьевич Распутин родился в 1937 году в селе Усть-Уда Иркутской области. Первые сборники рассказов и очерков Распутина были напечатаны в 1965-1967 годах: «Василий и Василиса». Известность ему принесла повесть «Деньги для Мария». Казалось бы, описана обычная ситуация недостачи, обернувшаяся трагедией для Марии. Однако проблематика романа глубже: вскрытие нового явления в деревне – активизация денег. Автора увлекали характеры своей естественностью, внутренней красотой. Такие характеры он открыл в сибирской деревне Новое содержание нашло свою форму в повестях: «Последний срок» (1970), «Живи и помни» (1974), «Прощание с Матерой», главы из книги «Сибирь, Сибирь…» (80-90-е).

Совершенно реальные ситуации и характеры старой и новой деревни стали поводом для философских размышлений автора о проблемах бытия: о жизни и смерти, верности и предательстве, о благодарности и памяти. «Прощание с Матерой» – продолжение драмы народной жизни в философско-нравственном аспекте. Сюжет произведения – история затопления острова с одноименным названием. Люди представлены в момент расставания с землей. Однако этот частный случай – только основа для авторских размышлений.

«Прощание с Матерой» – обобщенно-символическая по смыслу драма, в которой речь идет о человеческой памяти, верности своему роду. Главная героиня – Дарья. Одной из основных черт ее характера является чувство сохранения памяти, ответственности перед предками. Тот же вопрос, обращенный к себе и детям, к прошлым и будущим поколениям, поставленный еще Анной Степановной («Последний срок»), теперь с новой силой звучит и в речах Дарьи, да и во всем содержании произведения: «И кто знает правду о человеке: Что должен чувствовать человек, ради которого жили многие поколения? Ничего он не чувствует. Ничего не понимает». Дарья находит главную часть ответа: «Правда в памяти. У кого нет памяти, у того нет жизни». В повести описан конфликт «отцов и детей», поскольку нравственному дому Дарьи противопоставлена позиция внука Андрея, вдохновленного всем новым, прогрессивным. Повесть исполнена символики: в Матере мы угадываем символ жизни, а возможно, нашу землю; в Дарье – хранительницу этой жизни, мать, устами которой говорит сама истина. Эта повесть – своеобразное предупреждение об опасности, грозящей матери-земле, «подобно острову», затерявшейся «в космическом океане». В повести много других символических образов: символический образ избы, которую Дарья обряжает перед сожжением; туман, который прячет остров. И, лишь отвлекаясь от реальной конкретности содержания, становится понятна решимость Дарьи и ее подруг не расставаться с Матерой (землей) и разделить ее судьбу. В целом повести свойственна острая публицистичность, высокая толстовская назидательность, апокалиптичность мировосприятия. Звучание центральной темы несет в себе высокую библейскую трагичность. В критике оспаривался финал повести, возражение вызывала концепция произведения, вступающая в противоречие с идеями прогресса.

Конечно, содержание произведения и его финал сложны для восприятия, а потому есть основания для различных интерпретаций. И тем не менее невозможно отождествлять автора и его героев, авторскую позицию с мнениями и идеями, которые отражают героини. Отвечая на вопрос о том, какие герои его, как писателя, привлекают, В. Распутин заметил: «…Больше Дарья. Для писателя нет и не может быть человека конченого. Мы должны судить или оправдывать. Или-или… старайтесь понять, постичь душу человеческую. Пока жив человек, каким бы плохим он ни был, есть надежда, что точка в его судьбе не поставлена». Таким образом, «Прощание с Матерой» – произведение о судьбе сибирской деревни, о крестьянах. Среди особенностей распутинской прозы можно отметить возвращение к «неприметному, герою, стремление автора перенести внимание от исследования характера героя к исследованию исторической судьбы крестьянства. В его повестях поэтической многозначностью и символичностью наполняются понятия-образы дома, земли. Эти образы закономерно могут свое место в ряду найденных русской литературой художественных ассоциаций.

(3 вариант)

Просматривая жизненный и творческий путь Валентина Григорьевича Распутина, испытываешь особое, захватывающее чувство на тех этапах его жизни, где происходит чудесное превращение деревенского мальчика в великого писателя: вот только он был школьником, как все, студентом, каких несколько миллионов, журналистом, начинающим писателем, и их так много, вот он уже выпустил первую тоненькую книжечку очерков, а затем и рассказов в провинциальном издательстве – и таких тысячи, но вот он публикует «Деньги для Марии», «Последний срок», потом «Живи и помни», «Прощание с Матерой» – и огромный успех, Государственная премия, всесоюзная и мировая известность. Он уже единственный в своем роде писатель и человек, всеми замеченный, прочитанный, обсужденный, переведенный на десятки языков мира.

Чтобы написать такую глубинную по содержанию книгу, как «Прощание с Матерой», нужна, конечно, не только талантливость писателя, чуткость художника, упорная тщательность в работе, но и глубоко личная уязвленность тем конкретным сюжетом, которая ляжет в основу творческой работы писателя. Это последнее условие лежит у Распутина на поверхности. Деревня его детства Атамановка сама оказалась на дне Братского моря.

Писатель очень любил свою деревню, да и как не любить свою родину, место, где ты родился. Любовь к «малой» родине – это все равно что любовь к матери. Мать воспитывает ребенка, а природа выращивает. Ведь именно матушка-земля кормит, поит. Красота ее лугов, полей, лесов воспитывает наилучшие качества души человеческой. Так разве можно оторвать сына от матери, тем более такой красивой? Конечно, это противоестественно.

Красоту края, очарование природы мы можем оценить, исходя из воспоминаний самого Валентина Распутина: «Едва научившись ходить, мы ковыляли к реке и забрасывали в нее удочки, еще не окрепнув, тянулись в тайгу, начинавшуюся сразу за деревней, собирали ягоду и грибы, с малых лет садились в лодку и самостоятельно брались за весла, чтобы грести к островам, где косили сено, а потом снова шли в лес – больше наших радостей и наших занятий была связь с рекой и тайгой. Это была она, известная всему свету река, о которой слагались вечные легенды и песни, единственная дочь Байкала, об удивительной красоте и поэзии которой я храню самые чистые и святые воспоминания».

Склонность Распутина к глубинному созерцанию природы, способность чувствовать окружающий мир, несомненно, черпается из опыта общения с природой в избранные моменты проникновенного с ней контакта. Всю эту необыкновенную красоту первозданной природы и необычайную грусть при расставании с ней отражает Распутин в повести «Прощание с Матерой». Распутинское «Прощание с Матерой» одновременно и идейный гребень и итог целого направления нашей литературы шестидесятых – семидесятых годов.

Повесть «Прощание с Матерой» не случайно начинается со слов: «И опять…» Это не просто описание какой-то конкретной весны, а обобщающий взгляд на то, что «бывало много раз», внутри чего всегда находилась Матера; опять ледоход, зелень, возвращение птиц, первые дожди, начало сева.

Глазами Дарьи производит Распутин смотр острова, его природного ландшафта. «От края до края, от берега до берега хватало в ней и раздолья, и богатства, и красоты, и дикости, и всякой твари по паре – всего, отделившись от материка, держала она в достатке – не потому ли и назвалась громким именем Матера».

Деревня, обитающая на этом острове, повидала на своем веку многое. Знала войну, наводнение, и пожар, и голод, и разбой. Была в деревне и церквушка, как положено, на высоком чистом месте, хорошо видная издали с той и с другой протоки. Худо-бедно жила деревня, отделенная от внешнего мира быстротечной водой Ангары. Здесь росли ребятишки, гуляли молодые, доживали свой век старые.

Но вот страшное известие сотрясло мирную деревушку: строившаяся поблизости гидроэлектростанция вскоре затопит деревню Матера. Любой разговор, о чем бы он ни был, в какое бы время ни перебрасывался кого бы ни метил, кончался он всегда одним: подступающим затоплением Матеры и скорым переездом.

Конечно, власти позаботились о жителях и выделили каждой семье дом в новом поселке городского типа и в скором времени все должны были переселиться. Но хотели ли переезжать жители? На этот вопрос каждый отвечал по-разному.

Одни были рады предстоящей смене обстановки и не скрывали этого. Клавка Стригунова так и говорила: «Давно надо было утопить. Живым не пахнет… не люди, а клопы да тараканы. Нашли где жить – средь воды… как лягушки».

Конечно, в большинстве своем молодежь была рада переселению, ведь не было у них за плечами тех лет жизни на острове Матера, как, например, у старшего поколения.

Самая старая в деревне – старушка Дарья. Характер видения Дарьи поражает редкой конкретностью и точностью, она настоящий «философ», со своей глубоко оригинальной мировоззренческой интуицией и системой ценностей.

Ты не просто человек, творящий себя с нуля или которого с того же нуля формирует жизнь, ты – сын или дочь, большая часть тебя уходит в прошлое, в предков, они дали тебе все: само существование, оставили в наследство навыки, умения, средства. Таково внутреннее, неизымаемое ощущение Дарьи. Отсюда и ее глубоко личная тема ответственности перед умершими. Поэтому переселение для нее смерти подобно.

Часто с Дарьей проводит время Настасья, а также Сима с внуком Колей, который «смотрел на старух с каким-то недетским, горьким и кротким пониманием». Заходил и Богодул, «ступая медленно и широко, тяжелой, навалистой поступью, сгибаясь в спине и задирая большую лохматую голову, в которой воробьи вполне могли устраивать гнезда». Старухи Богодула любили. Неизвестно, чем он их привораживал, чем брал, но только заявлялся он на порог к той же Дарье, она бросала любую работу и кидалась к нему встречать, привечать.

Они привыкли друг к другу, любили бывать вместе. Безусловно, для них жизнь вдали друг от друга не представляет интереса. Кроме того, они слишком любили свою Матеру. «Тут все знакомо, обжито, проторено, тут даже и смерть среди своих виделась собственными глазами ясно и просто – как оплачут, куда отнесут, с кем рядом положат».

(4 вариант)

В 1987 году в издательстве «Художественная литература» вышла книга Валентина Распутина, в которую вошли его повести и рассказы.

Свое призвание Распутин определил так: «Когда нужно стоять за совесть, за правду, литература идет туда, где требуется. Писатель – это не просто профессиональное, а все больше общественное понятие, и от гражданских проблем ему не уйти. Литература давно, а в последнее время в особенности, добровольно взяла на себя обязанности общественного мнения». Именно общественным проблемам он и посвятил свои произведения.

Я прочитала всю книгу, но рассказать хочу о наиболее понравившейся мне повести «Прощание с Матерой». Это произведение посвящено нравственным проблемам в современной деревне.

Сюжет повести взят из жизни самого писателя. И это легко угадывается при чтении. Матеру ждет участь Атамановки – родной деревни писателя, которая находилась в зоне затопления, когда строилась Братская ГЭС.

И вот остров, имя которого срослось с землей, должен уйти под воду. А это, как ни ряди – смерть, перед лицом которой раскрывается человек, его истинная суть. Затопление деревни и связанный с этим переезд для кого-то трагедия, а для кого-то пустяк. Трагедия для старушек, проживших всю жизнь на этой земле, собравшихся здесь и умирать. Старухи и сами понимают, что уход с острова Неизбежен, но их тревожит, как легко люди прощаются с родными местами, как бесцеремонны с могилками, за которыми вековая жизнь деревни и память об ушедших.

Сами миры, в которых живут старушки и молодые, очень не похожи. Молодому парню, приехавшему сжигать деревню, непонятно, зачем старухе надо убирать избу, которую все равно сожгут, тогда как для нее это целый ритуал и устоявшаяся привычка. Читая повесть, я чувствовала, как переживает автор, как небезразлично ему все происходящее. Но он не ищет правых или виноватых, не очерняет одних и не подкрашивает других, а правда сама находит каждому место в читательском сердце.

Главная тема этой повести – начавшееся нравственное опустошение людей. Теряются такие понятия, как совесть и правда. Люди забывают о святынях, об истории своего народа, которая передавалась из поколения в поколение. И только костяк деревни смог сохранить этот особый мир. Вот именно им мы обязаны сохранением культуры, которой гордился. Язык Распутина – это точность и ясность выражений, а самое главное – простота, которая помогла писателю в воссоздании подлинно народной жизни.

Для полной остроты восприятия произведения Распутин использует лирические отступления, в которых показывает связь между людьми и природой. Старушки – костяк деревни – сравниваются с «царским Лиственем», который не поддался руке разрушителей и остался погибать вместе с островом. А молодой лес сгорает дотла, не оставив и следа, как и молодые, уехавшие с Матеры. И конечно, если для людей святое место – кладбище, то и у Матеры существует свой святой дух, оберегающий остров, – «хозяин Матеры».

В этой повести нашли дальнейшее развитие и освещение проблемы, которым посвящены первые произведения Распутина: эволюция представлений о материальных ценностях, перелом в духовной жизни человечества.

Тема «Матеры» еще не закрыта. И я думаю, что она довольно долго будет оставаться актуальной. Но она уже имеет свое продолжение в других повестях и рассказах Распутина, да и не только в его. Материала для этого достаточно, но хотелось бы, чтобы произведения получали отклик в сердцах читателей и воздействовали на принятие решений.

С изменением образа жизни изменились нравы, а с изменением нравов – все тревожнее за человека. Старая мудрость гласит: не плачьте об умершем – плачьте о потерявшем душу и совесть. Самый главный вывод, который можно сделать, прочитав эту повесть, заключается в том, что нужно беречь не только свою душу, но и сохранять духовные ценности народа.

1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд (1 votes, average: 5.00 out of 5)

Рекомендуется к прочтению:



«Прощание с матерой» Валентина Распутина (Опыт рецензии)