Фортепианные пьесы – жемчужина в русской культуре

В связи с накопившимися социальными противоречиями в Российской империи половина XIX века ознаменовалось культурным подъёмом. Расцвету самосознания способствовали шедевральные работы, написанные представителями прогрессивной интеллигенции. Отдельное место среди них принадлежит фортепианным песням.

Фортепианные песни как особый жанр появились благодаря особому проявлению в музыкальном искусстве – пианизму. Это направление стало синонимом для ненасильственного протеста на антинародные действия правящей верхушки. Несмотря на многообразие

жанра, фортепианные песни сходятся в том, что они помогают выразить все безмолвствующие слова с помощью красноречивости клавишно-струнного музыкального инструмента.

Броские зарисовки для пианино изливаются неподдельным лиризмом, светлыми эмоциями и красочностью.

Значимость фортепианных песен объясняется еще и тем, что они являются воплощением исконно русской традиции задушевного пения за роялем. В такие тихие вечера человек отвлекался от окружающих проблем и забывался в чувственной игре. Интонационное наполнение фортепианных пьес во многом сближалось с бытовым романсом.

Настоящим

маэстро в данном жанре считается небезызвестный М. И. Глинка. Любовь к фортепианному творчеству сопровождала творца на протяжении всей его жизни. Его «Разлука», «Ноктюрн» и «Вальс-фантазия» навсегда останутся в качестве наследия отечественного искусства. Написанию бесценных экземпляров музыкальной литературы способствовало и то, что М. И. Глинка считал себя покорным слугой фортепиано.

Удивительно, но В. В. Маяковский, ослеплённый величием этого жанра, тоже внёс вклад в его развитие. Его творческая линия сопровождалась упорной работой в поисках вдохновения для создания знаменательных произведений. Посему в творчестве В. В. Маяковского встречаются как уникальные высокохудожественные увертюры, так и многочисленные облегчённые для неискушенного слушателя сонаты. Вполне вероятно, что на творчество этих гениальных людей искусства оказал знаменитый в те времена Джон Фильда, известный своими фортепианными ноктюрнами.

Фортепианные пьесы не зря заняли отдельное место в мире российского искусства. Заставляя говорить художественные сочинения на языке фортепиано, они передают фантастические ощущения. Возможно, из-за этого фортепианные пьесы открыли новые пути для развития национальной культуры?

1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд (1 votes, average: 5.00 out of 5)

Рекомендуется к прочтению:



Фортепианные пьесы – жемчужина в русской культуре