Эволюция творчества Анны Ахматовой

На Руси много родилось гениальных поэтов и поэтесс. Пушкин, Тютчев, Жуковский, Блок, Цветаева, Пастернак, Ахматова… Последней повезло прожить удивительную жизнь со своими извилинами судьбы, по которым она шла, не сгибаясь над бедами и несчастьями. А уж ей досталось по полной программе. Судьбе так было угодно, что бы она потеряла и мужа и сына в годы сталинских репрессий. Уж как так получилось, что она сама не была втянута в этот маховик смертей – не понятно. Но зато она страдала! И вот эти страдания легли в основу её стихотворений того периода.

А

что было до этого? Были стихотворения с удивительной лёгкостью слога. Была любовь, которая помогала выживать в изменяющейся тогда России. Был сын, которого она безумно любила. Был муж, которого она потеряла в 1921 году, его расстреляли. Второго мужа ожидала та же участь, но это выглядело как извращённая пытка чувств: его трижды арестовывали и, в конце концов, после третьего ареста расстреляли. А она не знала об этом и ещё долгое время носила передачи, в тюрьму думая, что муж жив.

История повторилась: она также носила передачи и Гумилёву, своему мужу. А потом случилось страшное: посадили и её сына. И снова «Кресты»,

очереди, передачи и не понятное «десять лет без права переписки».

Как правило, за этими словами означало что это либо ссылка, либо расстрел, чаще последнее. Но она верила, что сын жив и боролась, писала прошения и писала свои стихотворения.

Правда, в своём творчестве она была далека от прославления партийных бонз, но эти «товарищи» не могли не понимать величие и степень известности поэтессы. Вот наверно потому и оставили её в покое. Иначе бы на Западе поднялась волна недовольства. Ей дозволили писать стихотворения, но при этом ввели жёсткую цензуру. А она написала «Реквием» и описала то состояние души, которое было у неё и у тех жён, дочерей, матерей, что стояли в очереди у тюрьмы.

Долгое время «Реквием», как и другие её стихотворения, были под запретом. Даже после её смерти, спустя лет двадцать «Реквием» был, наконец напечатан.

Ахматова до революции, Ахматова во время революции и Ахматова после революции – это три разных человека в одном образе. До революции – романтичная, влюблённая и потому стихи были куда как непростительно мелодраматичны.

Во время революции – уже иная палитра, чуть жёсткие и приземлённые, уже нет той романтики, уже сквозит тоска. А вот после революции – тоска сменилась тихим гневом, романтика осталась, но уже по ушедшим годам, по ушедшему счастью… и главное, чувствуется боль.

Особенно, когда сын таки вернулся с лагеря, и вроде надо было радоваться этому, но не тут-то было: ещё долгое время они не общались толком. А всё потому что он не знал, сколько дней и ночей она отстояла у «Крестов», он был уверен, что она ничего не сделала для его спасения. А что она могла?! Её оружие были стихи. Она их писала, больно жаля словом, тех, кто бил по её жизни орудием бесправия.

1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд (1 votes, average: 5.00 out of 5)

Рекомендуется к прочтению:



Эволюция творчества Анны Ахматовой