Что вызывает авторскую иронию в романе Салтыкова-Щедрина «История одного города»
«История одного города» — одно из самых резких произведений Салтыкова-Щедрина, ведь в «Истории…» он сатирически показал правительственные верхи.
Свое произведение писатель выдал за найденные в архиве тетради летописцев, живших в XVIII веке, а себе отвел роль издателя этих записок, представив царей и их министров в образах градоначальников, служащих в городе Глупове. «История…» начинается с «Описи градоначальников» и кратких биографических справок, из которых читатель узнает о «подвигах» правителей города Глупова. Внутренний
За «Описью» следует сатирическая картина деятельности наиболее «отличившихся» правителей города Глупова.
Их глупость, тупоумие, жадность и злость в гротескной форме показал писатель в образах двух градоначальников — Брудастого-Органчика и Угрюм-Бурчеева.
Брудастый-Органчик
Самая страшная фигура города — Угрюм-Бурчеев, мечтавший превратить весь мир в казарму и заставить всех маршировать. Все население он хотел разделить на роты, полки, сделав над ними строжайшее наблюдение. Угрюм-Бурчеев даже брак допускал только между людьми одного роста.
Образ Угрюм-Бурчеева передает отношение Салтыкова-Щедрина к самодержавию, а гротескность этого образа дает понять, с какой силой писатель показал власть, враждебную народу. Но вместе с тем авторскую иронию вызывает рабская покорность масс. Кроме сильных мира сего, объектом сатиры писателя становится крестьянство с его рабочей психологией.
В «Истории одного города» писатель показал зреющий в массах протест, но протест этот не может выйти наружу по причине все той же рабской психологии. Так, в главе «Голодный город» показан народный гнев, вызванный угрозой голодной смерти. Глуповцы не могли больше терпеть произвол властей и «стали судить да рядить» и выбрали ходока Евсеича, который трижды ходил к градоначальнику Фердыщенко добиваться правды и … «исчез без остатка». Глуповцы не извлекли урока и снова выбрали ходока. Но тот решил не повторять ошибки своего предшественника и написал письма «во все места». Глуповцы стали ждать ответа и дождались: прибыла карательная команда.
Салтыков-Щедрин последовательно разъясняет несостоятельность мужицкой веры в царя и добрых начальников.
Главный идейный замысел писателя заключается в стремлении помочь народу освободиться от рабской психологии, порожденной веками гнета и бесправия.
Мы уже упоминали, что произведение написано в форме летописи, однако «История одного города» — это вовсе не сатира на прошлое, это, по словам писателя, сатира на жизнь своего времени.
Рекомендуется к прочтению:
- «История одного города» Салтыкова-Щедрина как сатира на самодержавие
- Предмет авторской сатиры в «Истории одного города» Салтыкова-Щедрина
- «Общественное значение писателя в том именно и заключается, чтобы пролить луч света на всякого рода нравственные и умственные неурядицы» (По повести Салтыкова-Щедрина «История одного города»)
- Своеобразие сатиры Салтыкова-Щедрина на примере «Истории одного города»
- Сатирическое изображение действительности в «Истории одного города» Салтыкова‑Щедрина (глава «О корени происхождении глуповцев»)
- Сатирическое изображение власти и народа в повести Михаила Салтыкова-Щедрина «История одного города»
- Зачем я учу русский язык сочинение.
Что вызывает авторскую иронию в романе Салтыкова-Щедрина «История одного города»