Басни
(по произведениям Эзопа и Ивана Крылова)
Основоположником басни считают античного раба-художника Эзопа. Действительно, мудрость его басен настолько глубокая и неисчерпаемая, что на протяжении многих столетий ею пользуются баснописцы. Они создают новую форму для басни, рифмуют ее, но не считают нужным изменять ее содержание, которое есть завершенным, а потому вечным.
Рассмотрим три басни Эзопа, которые прожили годы, и теперь в стихотворной форме известны под именами других баснописцев, в частности именем русского
Мораль басни «Ворона и Лисица» у Крылова принципиально отличается от Эзоповой воспитательной ноты. Эзоп пишет о неразумности Вороны, а Крылов делает другой акцент, и у него главным персонажем становится льстивая Лисица. Итак, основная идея его басни – лесть, которая вредила окружающим. Обе черты человеческой натуры – глупость и лесть – можно найти в обеих баснях. Но акценты авторами расставлены разные, а потому басни воспринимаются по-разному, хотя сразу понятно, что используется один и тот же сюжет.
Басня «Муравей
Басня «Лисица и виноград» рассказывает нам о том, как Лисица длительное время старалась достать виноград, который рос весьма высоко, и она так и не попробовала его. Лисица тогда сказала, что этот виноград еще зеленый и пошла себе. Мораль Эзопом раскрыта очень метко и даже афористически: «так и некоторые люди не могут достичь успеха за неимением силы, а предъявляют обвинение в этом обстоятельствам». Интересно то, что в басне Крылова делается ударение на то, что виноград был спелый: «грозди краснели».
Итак, мы видим, что басня – это произведение не только художественное, а еще философское и воспитательное. Басня разоблачает недостатки человеческого характера, а поскольку эти недостатки часто одни и те же независимо от времени и темы, идеи, сюжеты басен одалживаются одними писателями у других. Для автора остается основным одно: чтобы басня оказывала содействие исправлению человека. И воспитывает она человека очень осторожно и нежно: предлагая ей на усмотрение поведение животных. Таким образом, никто не остается оскорбленным, а кто хочет «услышать», о чем говорит автор, тот «услышит».
Рекомендуется к прочтению:
- Анализ басни Ивана Крылова «Стрекоза и муравей»
- Анализ басни Ивана Крылова «Ворона и лисица»
- Что дало мне изучение басни в школе?
- Анализ басни Ивана Крылова «Лебедь, рак и щука»
- Чему учат басни Ивана Крылова
- Анализ басни Крылова «Обоз»
- Сочинения на тему: парикмахер.
Басни