Анализ стихотворения Осипа Мандельштама «Ленинград»

Детские годы и период отрочества великого поэта, несмотря на то, что Осип Мандельштам родился в Польше, прошли в Петербурге. Для стихотворца он стал любимым городом, хотя Осип длительное время учился за границей, ездил в Москву, часто скитался дорогами России. Где бы Мандельштам не был, его не покидала мечта о возвращении в город детства.

Величественный Петербург был переименован в Ленинград, однако оставался таким же удивительным.

Случилось так, что в 30-х годах ХХ века Мандельштам долгое время пребывал на Кавказе, а после путешествия

возвратился в Ленинград. Впечатления от родного города и легли в основу стихотворения «Ленинград», где поэт пытается хоть как-то противостоять реалиям жизни, что стискивали город упадком духовности, массовыми репрессиями и унижениями.

Следовательно, стихотворения имеет автобиографическую основу, а его тема – возвращение лирического героя в родной город Ленинград. Когда-то здесь он чувствовал себя уютно, а сейчас не находит себя, его преследует одиночество.

Идея произведения видна сразу: герою нравится тот мир, что остался в прошлом. Ему страшно пребывать в этом новом городе, от которого веет холодом.

Стих составляют семь двухстрочных строф (дистиший). В первой – напоминание о возвращении, во второй – обращение к себе, 4-5 – слова-обращение к тому городу, который когда-то был; 6-7 строфы выражают чувства слова героя в своей обители.

Весь сюжет произведения построен на контрасте Петербург – Ленинград (антитеза). Среди строк мы находим два образа. Это сам герой и город.

В этом поэтическом шедевре общеупотребительный лексический состав, много повторов, а местоимений и существительных в тексте больше 30, все они передают внутренний мир героя, его ощущения.

Поэтический синтаксис не слишком разнообразен, но в стихотворении есть 3 эмоционально окрашенных предложений. Из художественных средств следует упомянуть не слишком красноречивые эпитеты («лестница черная», «зловещий деготь» и метафорические образы («рыбий жир фонарей», «вырванный с мясом звонок», а также олицетворение самого Петербурга.

Непрямой порядок слов (инверсия) четко прослеживается в конце поэзии, к примеру, «кандалы цепочек дверных». Анафора (единоначало) есть в 4-5 строфе: «Петербург».

Повторяются в стихе и согласные Р, Л, Щ, З, Ж, Д, Щ, Ч Ж (алитерация).

Четырехстопный анапест завораживает, а мужские рифмы в парном сочетании придают стихотворению необычности.

1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд (2 votes, average: 3.00 out of 5)

Рекомендуется к прочтению:



Анализ стихотворения Осипа Мандельштама «Ленинград»