Античные мотивы в поэзии Осипа Мандельштама

Один из ярких представителей поэтов «Серебряного века» Осип Эмильевич Мандельштам родился 15 января 1891 года в Варшаве. Когда ему было 6 лет, семья переехала в Петербург. После окончания Тенишевского училища Осип Мандельштам продолжил обучение в Сорбонне (Франция) и университете в Гейдельберге (Германия). Однако из-за материальных трудностей в семье пришлось вернуться в Петербург и поступить в местный университет на историко-филологический факультет.

Поэзией Мандельштам увлекся еще во Франции, где изучал творчество Вийона, Верлена, Бодлера.

По возвращении в Россию поэт знакомится с Анной Ахматовой и Николаем Гумилевым. Это знакомство привело Мандельштама в группу акмеистов – представителей литературного течения, основой которого стали земные образы, в отличие от туманной поэтики символистов. Чуть позже произошло знакомство Мандельштама с Александром Блоком.

Первый сборник стихов Мандельштама «Камень» был издан в 1913 году. И сразу же проявилась тяга к античности в поэтических образах. Так Мандельштам реализует свою идею цикличности времен, поиска будущего в прошлом. Именно поэтому он и «оживляет» героев древних мифов. Так, например,

в стихотворении, написанном в 1910-м году, Мандельштам упоминает Эреба – олицетворение тьмы в древнегреческой мифологии, чтобы подчеркнуть смятение сердца.

Я вижу каменное небо
Над паутиной тусклых вод.
В тисках постылого Эреба
Душа томительно живет.

Или другое стихотворение под названием Silentium, которое датировано тем же 1910-м годом. В попытках найти «первооснову жизни» – стержень, который соединяет века, поэт вновь и вновь обращается к далеким временам.

…Останься пеной, Афродита,
И слово в музыку вернись,
И сердце сердца устыдись,
С первоосновой жизни слито!

Одно из самых знаменитых «античных» произведений Мандельштама «Бессонница. Гомер. Тугие паруса» относится к 1915-му году. В нем звучат слова, которые можно назвать лозунгом мандельштамовской поэзии раннего периода – «все движется любовью».

…И море, и Гомер – всё движется любовью.
Кого же слушать мне? И вот Гомер молчит,
И море черное, витийствуя, шумит
И с тяжким грохотом подходит к изголовью.

1917 – год великих перемен, год перелома не только в истории огромной страны, но и жизни каждого гражданина этой страны. Осип Мандельштам не мог оставаться равнодушным к эпохальным изменениям. Это отразилось и в его творчестве: «Прославим, братья, сумерки свободы, Великий сумеречный год!». Но даже среди исторических бурь продолжают звучать античные мотивы в поэзии Мандельштама.

Золотое руно, где же ты, золотое руно?
Всю дорогу шумели морские тяжелые волны.
И, покинув корабль, натрудивший в морях полотно,
Одиссей возвратился, пространством и временем полный.

Однако постепенно мрачная реальность все больше обращает на себя внимание, затмевая героев древности. Несколько лет – с 1920-го по 1925 – можно считать периодом молчания в творчестве поэта. А в 1935-м году он пишет в своих «Стансах» «Я должен жить, дыша и большевея…» – и это звучит как приговор.

Судьба Осипа Мандельштама, как и большинства его современников, сложилась трагически. В 1934-м году он был сослан в Воронеж за стихотворение «Мы живем, под собою не чуя страны». Поэзия этого периода считается вершиной творчества Мандельштама. В 1937-м году поэт с женой возвращаются в Москву. Но тут Мандельштама ждет второй арест. Однако до пункта назначения Осип Эмильевич не доехал – он умер в 1938 году от тифа во время следования по этапу.

1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд (2 votes, average: 5.00 out of 5)

Рекомендуется к прочтению:



Античные мотивы в поэзии Осипа Мандельштама