Анализ стихотворения Михаила Лермонтова «Ветка Палестины»

Когда было написано это произведение великого поэта, к сожалению, точно неизвестно. Однако, если верить рассказам писателя А. Н. Муравьева, то «Ветка Палестины» было написано Лермонтовым у него в квартире в 1837 году. Поэт навещал его перед тем, как писателя арестовали – в то время следствие по делу о «Смерти поэта» только начиналось.

Лермонтов тогда прождал Муравьева очень долго. На глаза ему попались ветви пальмы, которые тот привез из своего Дальневосточного путешествия. Вдохновленный увиденным, Лермонтов написал "Ветку Палестины".

Впервые произведение было напечатано в 1839 году. Как рассказывал А. П. Шан-Гирей, оно было самым тесным образом связано с Муравьевым, вручившим тогда поэту пальмовую ветку — подарок, которым тот, в последствие, очень дорожил.

Герой стихотворения ведёт неспешную беседу с ветвью пальмы. Он задаёт ей вопросы и сам, в своих размышления, даёт на них ответ. Образы, представленные автором в стихотворении, перекликаются с христианской мифологией Нового завета.

Так Иисуса, прибывшего в Иерусалим, жители города приветствовали криками «осанна!» и ветвями пальмы. Крестился Христос в «чистых водах Иордана», а с «миром

и отрадой» связывались библейские призывы о всепрощении и очищении души. И даже появляющийся «божьей рати воин» не случаен – он олицетворяет непоколебимость веры и призывает стойко переносить все возникающие на жизненном пути трудности.

Нельзя не заметить и то, что это произведение явно перекликается со стихотворением Пушкина "Цветок", написанным в 1828 году. Оба произведения построены на видении присутствующими в них героями высохшего растения. Вот только в данном произведении беседа ведется с ветвью пальмы, а в произведении Пушкина – с цветком, найденном между книжными страницами. Перекликается стихотворение и с пушкинским «Бахчисарайским фонтаном» – как раз там, где строки описывают образ Марии — чистая, светлая девушка, предстает перед нашими глазами.

Обратимся теперь к «Ветке Палестины» – тишина, покой, "луч лампады", освещающий сумерки, крест и "святой символ" – прописанный между строками образ Святой Марии, присутствует и тут.

В лирике того времени обращение к темам святынь граничит с пропагандой выносливости и чистоты помыслов описываемых героев. Но если Пушкин открыто превозносит саму Марию, то Лермонтов – переносит ее святой идеал на образ увядшей пальмовой ветви.



1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд (No Ratings Yet)

Рекомендуется к прочтению:


Анализ стихотворения Михаила Лермонтова «Ветка Палестины»