Идейно-художественный анализ стихотворения Михаила Лермонтова «Три пальмы»
Прекрасным образцом сюжетной лирике в наследии русского поэта Михаила Лермонтова является стихотворения «Три пальмы». По жанру данное произведение – баллада. Поучительная история с глубокой моралью повествует о смысле жизни на фоне песчаных дюн. Есть подзаголовок «Восточное сказание», что указывает на сходство стихотворения со сказками.
Неодушевленные предметы оживают под пером великого поэта: пальмы, ручей уподоблены людям и верблюдам, идущим в караване. Красочно выписаны эпитетами все детали:
В песчаных степях аравийской
Три гордые пальмы высоко росли.
Родник между ними из почвы бесплодной,
Журча, пробивался волною холодной.
Это обуславливает огромное количество прилагательных в тексте стихотворения. Статика передана именными частями речи и относится к пейзажной части произведения, динамизма придают глагольные формы в описании каравана во второй части.
Числительное, вынесенное также в заголовок, играет важную роль в смысловой нагрузке. Ведь число является магическим и у многих народом обладает особыми свойствами. У славян – это единство Отца, Сына и Святаго Духа. Может быть, именно
Как уже было сказано, структурно стихотворение состоит из двух частей. Первая является предисловием, экспозицией, которая вводит читателя в мир восточных сказаний, описывает пейзажи. Во второй части ключевым образом являются уже не три пальмы, хотя они и вынесены в заголовок, а караван, влияние людей. Таким образом, стихотворение построено на антитезе: природа – человек, вечность одиночества – мгновение общения, ожидание благодарности – предательство, благородие – бессердечность.
Что касается художественных средств, то текст произведения наполнен, и метафорами. Такое разнообразие речевых фигур, однако, не мешает просмотреть истинную идею стихотворения: автор призывает не роптать на свою судьбу, а принимать ее, как подарок, какой бы она ни была, а также указывает на то, что всякое созданное Богом имеет душу.
Сопоставление природы и человека выражается параллелизмами:
Но только что сумрак на землю упал,
По корням упругим топор застучал,
Такая прекрасная картина, коей начиналось стихотворение превратилась в руины под рукой человека – но это наказание за нетерпимость. Такая смена настроения и колорита стихотворения ясно видна не только по смыслу, но и по используемой лексике. Радость от прихода каравана и подача своих даров людям цветущим оазисом оборачивается смертью этого живого организма:
И ныне всё дико и пусто кругом —
Не шепчутся листья с гремучим ключом:
Напрасно пророка о тени он просит —
Его лишь песок раскаленный заносит.
Образ коршуна завершает печальную картину. Символ смерти кружит над еще недавно прелестным уголком природы, скованном в непроглядных песках восточных пустынь.
Рекомендуется к прочтению:
- Идейно-художественный анализ стихотворения Михаила Лермонтова «Кинжал»
- Идейно-художественный анализ стихотворения Михаила Лермонтова «Монолог»
- Идейно-художественный анализ стихотворения Федора Тютчева «Полдень»
- Идейно-художественный анализ стихотворения Федора Тютчева «Чародейкою зимою»
- Идейно-художественный анализ стихотворения Ивана Тургенева «Воробей»
- Идейно-художественный анализ стихотворения Осипа Мандельштама «Нежнее нежного»
- Сочинение утренний натюрморт.
Идейно-художественный анализ стихотворения Михаила Лермонтова «Три пальмы»