Анализ произведения Грибоедова “Горе от ума”

Произведение А. С. Грибоедова “Горе от ума” было невероятно новаторским для своего времени. В отличие от большинства романов тех лет, в нем параллельно существует не один, а два основных конфликта. Первый – частное противостояние главных героев, или, говоря проще, любовный конфликт. Второй, более масштабный – конфликт социальный; прогрессивно мыслящий герой противостоит косному и зашоренному дворянскому обществу. Современники, пораженные нетипичным построением повествования, упрекали Грибоедова в отсутствии у романа четкого плана.

Грибоедов же отвечал, что план донельзя четок и ясен: “Де­вушка, сама не глупая, предпочитает дурака умному человеку”.

В рамках любовного конфликта автор знакомит нас с Чацким, Молчалиным и Софьей. Когда-то между Чацким и Софьей были какие-то чувства; но он уехал в путешествие, и возлюбленная не видела его долгих три года. За это время девушка повзрослела, поумнела и влюбилась в Молчалина. Молчалин же, как водится, соответствует своей фамилии – загадочно молчит (чем еще больше притягивает барышню), неуверен в себе, ведется на интересные любой девушке задушевные разговоры, робок, зависит от отца Софьи.

Многочисленные

сентиментальные любовные романы, прочитанные девушкой, приучили ее к мысли, что сочувствие отчасти равносильно любви; скорее всего, Софья придумала себе любовь к Молчалину, чтобы все было “как в романе”. Чацкий же язвителен, груб, циничен и барышню только пугает.

Соединение двух линий – любовной и социальной – происходит в эпизоде сплетни о сумасшествии героя. После этого становится ясно, что Чацкий не найдет ответа на свои чувства со стороны Софьи – любовная линия получает логическое завершение. Развитие же социальной линии возможно и далее, до последних страниц книги – и уже за пределами сюжета романа. Система взглядов Чацкого полностью противоречит устоям тогдашнего дворянского общества, а потому расценена как безумие. Герой вынужден покинуть поле битвы – отступая, но не сдаваясь.

Новаторский взгляд Грибоедова на построение сюжета был и в этой незавершенности. Его герои ведут себя так, как ведут себя обычные люди в жизни: они делают свой выбор, ошибаются, считая себя правыми, пытаются исправить эти ошибки или до конца стоят на своем. Обычно в финале традиционных комедий добро торжествовало, зло было повержено, пороки наказаны. Грибоедов решил не идти столь простым путем. Он не дает ответа на вопрос, можно ли считать изгнание Чацкого победой дворянского общества. Умный и просвещенный читатель и во времена грибоедовские, конечно же, понял смысл посыла романа, а обличительные монологи Чацкого воспринял с должной внимательностью.

1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд (1 votes, average: 5.00 out of 5)

Рекомендуется к прочтению:



Анализ произведения Грибоедова “Горе от ума”