Жизнь сибирской деревни в рассказе Астафьева «Фотография, на которой меня нет»
В.П. Астафьев ведет автобиографическое описание жизни сибирской деревни в трудные предвоенные и военные годы.
Он рос сиротой, его воспитывали бабушка и дедушка, жизнь была тяжела, но наполнена яркими событиями, сохранившимися в памяти героя. Люди в деревне были небогаты, жили скудно, питаясь дарами леса и продуктами своего хозяйства. Благосостояние и уклад жизни каждой семьи можно было изучить по окнам, «еще не заходя в дом». У бабушки между рамами – гроздья рябины, внизу мох вперемежку с брусничником. Это, по народным приметам,
Приезд фотографа в деревню – уже событие, «неслыханно важное», ради него даже прервали занятия в школе. И болезнь мальчика, ставшая для него преградой, чтобы сфотографироваться вместе со всеми, – это для него страшное горе. Поэтому он так благодарен учителю, который принес ему в подарок ту самую злополучную фотографию. Отношение к учителю и его жене в деревне тоже особое. Его уважают за образованность, за то, что всегда готов помочь, за вежливость. Учитель поговорил с пьяницей дядей Левонтием – и тот «исправился», понимая его к себе отношение. Учитель многое сделал для школы: выхлопотал учебники, в обмен на утиль получил для учеников карандаши, тетради, краски, мужики сделали для детей столы и скамейки, не взяв с учителя платы. Все стараются отплатить семье учителя добром: привезти дрова, починить валенки, помочь с ребенком, бабы «забывают» в его избе кринку молока либо сметаны. Дети любят его и понимают, что он всегда готов «броситься вперед и оборонить своих учеников», как это было в эпизоде со змеей. Его помнят в деревне долго.
Еще один уважаемый в Овсянке человек – десятник Чехов, грамотный, деловой, происходивший из ссыльных. Теперь он работает на сплавном участке, разбираясь и в лесозаготовках, и в выжиге извести.
Что показательно – эти люди служат примером для остальных, и не зря бабушка велит внуку учиться: «В учителя, может, выйдешь або в десятники…» «Бедновато» одеты ребятишки на школьной фотографии. Но они гордятся своей школой, своими учителями, своей историей.
Именно так понимает автор суть деревенской фотографии – это «настоящая история», «своеобычная летопись нашего народа».
Рекомендуется к прочтению:
- Краткое содержание «Фотография на которой меня нет» Виктора Астафьева
- Для меня жизнь – это танец
- Рассказ Виктора Астафьева "Жизнь прожить"
- Жизнь и смерть в рассказе Ивана Бунина «Господин из Сан-Франциско»
- «Жизнь вещей» в рассказе Осоргина «Пенсне»
- Краткое содержание «Конь с розовой гривой» Виктора Астафьева
- Жюль Верн Двадцать тысяч лье под водой краткое содержание.
Жизнь сибирской деревни в рассказе Астафьева «Фотография, на которой меня нет»