Жизнь и смерть в художественной концепции "Рассказа о семи повешенных" Леонида Андреева
Тема жизни и смерти овладевала разумом очень многих известных русских писателей. Необыкновенно колоритно она показана в произведениях Ф. М. Достоевского и Л. Н. Толстого, впоследствии она будет не давать покоя и Булгакову. У Достоевского князь Мышкин рассказывает о состоянии человека накануне казни. Толстой посвящает целое повествование воссозданию жизни незадолго до смерти. В его рассказе герой, неизлечимо больной человек, располагает сведениями о предстоящей скорой кончине.
Леонид Андреев — писатель более позднего
В "Рассказе о семи повешенных" Леонид Андреев раскрывает всех своих героев, прежде всего, с человеческой точки зрения в ситуации жизни и смерти. В первой главе описывается министр, на которого готовится покушение. Прежде всего, перед нами больной человек, которого мы жалеем. Писатель очень подробно описывает его, чтобы читатель увидел в нем такого же человека, как и он сам.
Час дня, который
Далее следует характеристика остальных героев рассказа. Правда, одного из них героем никак нельзя назвать. Его даже трудно назвать человеком. Подобно животному, он живет по инстинкту, не задумываясь о чем бы то ни было. Преступление, за которое его приговорили к смертной казни, чудовищно. Но при описании убийства человека, попытки изнасилования женщины я, как ни странно, почувствовала лишь презрение и даже долю жалости к преступнику. Мне лично Янсон напомнил затравленного зверька. Своей постоянной фразой "меня не надо вешать" он действительно внушает жалость. Он не верит в то, что его могут казнить. Размеренность жизни в тюрьме он воспринимает как признак то ли помилования, то ли забвения. Он даже впервые смеется, правда, смех его опять же таки нечеловеческий. Поэтому естествен и ужас, с которым узнает он о казни. От всех чувств остается лишь страх. Правда, разнообразия чувств никогда и не было. Ему не знакомы страсть и раскаяние. Недаром в его описании подчеркивается постоянная сонность. Создается впечатление, что он даже и не отдал себе отчета в совершенном им преступлении: "О своем преступлении он давно забыл и только иногда жалел, что не удалось изнасиловать хозяйку. А скоро забыл и об этом".
Лишь страх и смятение остаются в его душе накануне казни. "Его слабая мысль не могла связать двух представлений, так чудовищно противоречащих одно другому: обычно светлого дня, запаха и вкуса капусты — и того, что через два дня он должен умереть. Он ни о чем не думал, он даже не считал часов, а просто стоял в немом ужасе перед этим противоречием, разорвавшим его мозг на две части".
Несколько по-иному ведет себя другой заключенный, приговоренный к казни вместе с Янсоном. Мишка Цыганок считает себя лихим разбойником, напоминает ребенка, играющего в казаки-разбойники или войну. "Какой-то вечный неугомон сидел в нем и то скручивал его, как жгут, то разбрасывал его широким снопом извивающихся искр". Так, на суде Цыганок свистит по-разбойничьи, тем самым, повергая всех в изумление, смешанное с ужасом. Его развитие, как мне кажется, остановилось на мальчишеском уровне. Убийства и ограбления он воспринимает как геройства, как некую интересную, захватывающую игру, не задумываясь, что геройства эти отнимают у кого-то средства существования, у кого-то жизнь. Натура его также раскрывается в реакции на предложение стать палачом. Опять же таки он не задумывается о существе этой профессии, он лишь представляет себя в красной рубахе, любуется собой, и в его мечтах даже "тот, кому он сейчас будет рубить голову, улыбается".
Но чем ближе день казни, тем ближе подбирается к нему страх. Под конец он уже бормочет: "Голубчики, миленькие, пожалейте!.." Но все же хоть и ноги немеют, он старается оставаться верным себе: просит на удавочку мыла не жалеть, а, выйдя на двор, кричит: "Карету графа Бенгальского!"
Возвращаясь к террористам, хотелось бы отметить, что, в отличие от Янсона и Цыганка, это люди с убеждениями, с желанием изменить мир к лучшему, которое натолкнуло их на мысль об убийстве министра. Они наивно (а наивность зачастую переплетается с жестокостью) полагали, что убийство одного человека (правда, для них он был не человеком, а министром) сможет изменить положение. Итак, кто же эти люди и как ведут себя они накануне смерти?
Мужественно встречают смерть женщины, участвовавшие в заговоре. Муся была счастлива, потому что страдала за свои убеждения. Романтические ее представления о женственности помогают ей в этой тяжелой ситуации. Ей даже стыдно за то, что погибать она будет как люди, которым она поклонялась и сравнить себя с которыми просто не смела.
Одним из тех, о ком так заботилась Таня Ковальчук, был Василий Каширин. "В ужасе и тоске" оканчивал он свою жизнь. В нем наиболее ярко представилось такое естественное чувство для каждого человека, как боязнь смерти. Он наиболее явственно чувствует разницу между жизнью прежней и жизнью настоящей, последнюю правильнее было бы назвать преддверием смерти. "И вдруг сразу резкая, дикая, ошеломляющая перемена. Он уже не идет куда хочет, а его везут, — куда хотят… Он уже не может выбрать свободно: жизнь или смерть, как все люди, и его непременно и неизбежно умертвят". Каширин не верит, что его мир настоящий реален, поэтому все вокруг и он сам представляется ему игрушечным. Лишь на суде он пришел в себя, но уже на свидании с матерью он опять потерял душевное равновесие.
Совсем другим был Вернер. Он, в отличие от всех остальных, шел на убийство не в первый раз. Этому человеку совсем не знакомо было чувство страха. Он, пожалуй, наиболее подходит под всеобщее представление о революционерах. Но и эту уже сложившуюся личность меняет ожидание смерти — меняет к лучшему. Только в последние свои дни он понимает, как дороги ему всё и все. Этот закрытый, неразговорчивый человек в последние дни становится заботливым, и сердце его наполняется любовью. В этом он походит на толстовского Ивана Ильича, который тоже умирает, исполненный любви. Осознание смерти переменило Вернера, он увидел "и жизнь и смерть и поразился великолепием невиданного зрелища. Словно шел по узкому, как лезвие ножа, высочайшему горному хребту, и на одну сторону видел жизнь, а на другую видел смерть, как два сверкающих, глубоких, прекрасных моря, сливающихся на горизонте в один безграничный широкий простор… И новою предстала жизнь". Никогда бы прежний Вернер не понял страданий Васи Каширина, никогда бы не посочувствовал Янсону. Новый же Вернер заботится и искренне жалеет самого немощного и слабого, в последний путь он идет именно с Янсоном. Вернер радуется, что может доставить хоть минимум удовольствия своему спутнику, дав ему папиросу. Не только Вернер, но и "все с любовью смотрели, как пальцы Янсона брали папиросу, как горела спичка, и изо рта Янсона вышел синий дымок".
Для Леонида Андреева самое основополагающее — это то, что все эти настоящие люди уходят из жизни с любовью, заполнившей их умы и сердца. Автор не призывает откровенно к избеганию насилия, как это можно наблюдать у многих других писателей. Однако сама атмосфера повествования настраивает читателя на неприемлемость силы принуждения. И тем внушительнее раздается заключительная фраза "Рассказа о семи повешенных": "Так люди встречали восходящее солнце". Лишь в одной данной фразе собрано все противоречие бытия и кончины, вся нелепость создаваемого и разрушаемого людьми. Ничем невозможно оправдать насилие, оно противоречит законам природы и самой жизни.
Рекомендуется к прочтению:
- Краткое содержание «Рассказ о семи повешенных» Леонида Андреева
- Творчество Леонида Андреева
- Рассказ Леонида Андреева «Кусака»
- Психология предательства в рассказе Леонида Андреева "Иуда Искариот"
- Краткое содержание “Красный смех” Леонида Андреева
- Краткое содержание «Иуда Искариот» Леонида Андреева
- Катаев Цветик Семицветик краткое содержание.
Жизнь и смерть в художественной концепции "Рассказа о семи повешенных" Леонида Андреева