Жить праведно и честно
Человечество подходит к порогу двухтысячного века, и ему нужны критерии, по которым бы оценивалось все, что им создано. Оглядываясь на двадцать веков, наполненных жестокостью, ненавистью и кровью, мы возвращаемся к истокам всей современной культуры и уклада жизни. Ведь эти века стали нашим сознанием, нашей гордостью и нашим стыдом, нашей болью и нашей радостью. Мы возвращаемся к истокам. А они — это христианская культура. И главные заветы ее — жить праведно и честно, жить по совести.
Часто ли мы задумываемся над вопросом, подобно
Героям роман В. Дудинцева «Белые одежды» повезло. Они не просто нашли свое место в жизни, но и успели сделать очень многое. А ведь это так важно!..
…Федор Дежкин и Иван Сгригалев были людьми, с самого начала старавшимися жить праведно и честно. Если учесть, что это было время Красновых — существ без памяти и прошлого, — то можно только представить, как
…Тяжело, если человек живет нечестно, но бесчестность становится преступлением, если этот человек — ученый. И, если он крадет чужие идеи и чужой труд — с ним необходимо бороться. Федор Дежкин и Иван Стригален вступают в такую борьбу, не задумываясь, не оглядываясь на то, что преступники занимают высокое положение в науке. И они побеждают!.. Чаша весов добра и зла не может находиться в равновесии. Все наши поступки измеряются этими весами, вся наша жизнь. И если мы забудем об этом, то мы недостойны не только памяти потомков, но и случайного воспоминания. Те же, кто соизмерял свои поступки, те, кто понимал, что речь идет не просто об их жизни — о судьбе человечества, те будут жить вечно. Для них смерти нет.
Этот вывод невольно напрашивается, когда читаешь книгу Даниила Гранина «Зубр». Герой романа — человек, ни разу за всю свою жизнь не преступивший законов чести, не погрешивший против своей совести. Он заслуживает того, чтобы его знали и чтили потомки.
Николай Владимирович Тимофеев-Ресовский. Настоящий человек. Честнейший человек. Он не шел на компромисс со своей совестью, говорил правду людям в глаза. Не стыдился бедности, никогда не пользовался чужими достижениями в науке, не присваивал чужих открытий. Обыкновенный порядочный человек? В том-то и дело, что «обыкновенные порядочные люди» почти исчезли… А кто пришел им на смену?
Люди с двойной совестью (одна — для себя, все позволяющая, другая — для окружающих). Люди, разоряющие на глазах у жителей Матеры кладбище (чтоб иностранные туристы на кресты не натыкались, когда будут плыть по будущему водохранилищу). Люди, уничтожающие на глазах у матерей дома, где родились и выросли, а все для того, чтобы получить деньги. Да полно, разве же это люди?!
И совсем не случайны горькие слова одной из старух — героинь повести В. Распутина «Прощание с Матерой» — о том, что совесть ныне потеряла цену, стала абсолютно ненужным, отмирающим чувством. Это, к сожалению, правда.
И когда находятся люди, в которых жива еще совесть, они просто натыкаются на стену равнодушия. Эти люди всегда отчаянны, им не свойственно чувство самосохранения. Они борются до последнего и гибнут — Авдий Каллистратов, Бостон Уркунчиев, Евгений Столетов…
…Герои разных произведений, эти люди сумели вместить в себе сложнейшие проблемы современности — проблемы долга, чести, совести, достоинства, взаимопомощи, взаимопонимания. Все они — высоконравственны и живут по законам общечеловеческой морали. Но их мало, они наталкиваются на свирепое сопротивление. Они подвергаются клевете, насмешкам, изгнанию и даже смерти. Ведь не случайно книга Чингиза Айтматова называется «Плаха». Это место казни. На плаху восходит добро, а палачом, как всегда, будет зло.
Так что же, борьба бесполезна, и только в сказках добро побеждает? Трудно ответить на этот вопрос. Во всяком случае, пока. Книги Айтматова, Гранина, Дудинцева, Распутина и Липатова оставляют надежду на лучший исход.
Очень трудно жить в наше время праведно и честно. Надо надеяться, надо верить, что твое дело необходимо, что ты не один в мире живешь праведно и честно. А иначе получится, как у Фазиля Искандера в романе «Стоянка человека»: «К пятидесяти годам многие честные люди начинают сомневаться: а стоило ли? Хочется ободрить их словами: потерпите, уже немного осталось!».
Рекомендуется к прочтению:
- «Чтобы жить честно, надо рваться, путаться, биться, ошибаться…» (По роману Толстого «Война и мир»)
- «Чтобы жить честно, надо рваться, путаться, биться, ошибаться…» (Толстой)
- «Человеку нельзя жить без родины, как нельзя жить без сердца» (По одному или нескольким произведениям русской литературы ХIХ века)
- Проблема счастья в поэме Некрасова «Кому на Руси жить хорошо»
- Анализ стихотворения Блока “О, я хочу безумно жить…”
- Жить в обществе и быть свободным от общества нельзя.
- Сочинение на тему что значит работать над языком.
Жить праведно и честно