Христианские мотивы в творчестве Булгакова

Важнейшей темой книги Булгакова являются размышления о нравственной сущности человека, о природе морального чувства, о высоких духовных идеалах, поэтому тема добра и зла получает свое развитие как в московских, так и в ершалаимских главах.

Категории добра и зла в романе составляет диалектическое единство. Булгаков вслед за Гейне, Франсом указывает на их неразрывную связь, но при этом утверждает приоритет добра над злом.

К роману предпослан эпиграф: «Я — часть той силы, что вечно хочет зла и вечно совершает благо». Эти поэтические строчки

напрямую связаны с носителем судьбы Воландом. Ему поручено вернуть Мастера. Возможности этого героя романа не ограничены. Кажется, что он может позволить себе все. Однако на вопрос Левия Матвея, можно ли ему приказывать, Воланд отвечает: «О да!» Таким образом Булгаков подчеркивает, что воплощение злой силы Воланд совершает благо по велению сил добра.

Христианский идеал — милосердие, добро, любовь, вера и надежда. Все эти качества нашли отражение в образе Маргариты, «тайной жены» Мастера. Ее бескорыстной и чистой любовью спасен писатель, проявивший малодушие в борьбе с жизненными обстоятельствами. Благодаря

милосердию Маргариты спасена Фрида. Доброта наполняет сердце Маргариты, когда она во время погрома квартиры Латунского слышит плач испуганного ребенка. Она останавливается в своем справедливом возмездии и спешит утешить плачущего малыша.

Тема греха и возмездия проходит через весь роман. Каждый совершивший греховный поступок, наказан. Так Понтий Пилат, 5 прокуратор Иудии, наказан за свою трусость. Но в христианской философии грех может быть искуплен раскаявшимся преступником. Душевные страдания и бессонница Пилата в течение 12 тысяч лун — наказание героя за его малодушие. Но он, искренне раскаявшийся, получает прощение.

Мастер, создавший гениальный роман об Иешуа Га-Ноцри, прощен благодаря настоящей, спасительной любви Маргариты. Его награда — покой.

Интересно в этой теме заявлено окружение Воланда. Это грешники, некогда совершившие разного рода преступления. Так Коровьев — Фагот, наконец получает прощение за неудачный каламбур о тьме и свете и обретает свой истинный облик темно-фиолетового рыцаря.

Тот, кто был котом, потешавшим своими проделками свиту Воланда, становится «худеньким юношей демоном-пажом».

Кульминационной главой в теме прощения грехов является глава «Великий бал у сатаны». Сюда стекаются со всех сторон преступники разных рангов, лишь раз в год им позволено испрашивать разрешение на прощение. Каждый ждет своего часа. В этой причудливой, фантастической картине скрывается важная философская мысль — грех может быть искуплен, но всякое греховное деяние должно быть наказано.

Следует отметить, что для Булгакова особо опасным, разрушительным для человека был грех неверия. Так высокообразованный председатель МАССОЛИТа Берлиоз получает самое страшное наказание — смерть, а в вечности — пустоту. При этом Ивана Бездомного небесные силы щадят. Его грех — грех неведения.

Олицетворением истинной любви, веры в «доброго человека», милосердия и сострадания является герой ершалаимских глав Иешуа Га-Ноцри. Пир внешней человеческой обычности, он необычен внутренне. Люди, которые слушают его, готовы идти за ним, куда бы он их ни повел.

Быть верным добру, истине, справедливости — это значит не только не делать зла, не только не предавать добро. Быть верным добру — это значит служить ему, творить его, сеять его вокруг — без устали, до предела сил и жизни. Именно в этом смысл образа Иешуа, идущего по земле с проповедью добра и с верой в то, что можно пробудить в людях доброе, добраться да него.

1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд (1 votes, average: 5.00 out of 5)

Рекомендуется к прочтению:



Христианские мотивы в творчестве Булгакова