Христианские мотивы в поэме Блока «Двенадцать»
Исус Христос Блока, идущий впереди отряда красногвардейцев, состоявшего из двенадцати человек, остается одной из загадок мировой литературы.
Ведь сам Христос ведет один из отрядов того самого движения, которое было проникнуто глубокой ненавистью ко всему, что связано с религией.
Может быть, это не Христос, а Антихрист?
Сам Блок писал в своем дневнике: «Страшная мысль этих дней: не в том дело, что красногвардейцы «недостойны» Иисуса, который идет с ними сейчас; а в том, что именно Он идет с ними, а надо, чтобы Другой».
В
Но дальше он говорит, что Блок «кого-то видел, только, конечно, не Того, кого он назвал, но обезьяну, самозванца», то есть Антихриста.
И все же самому Блоку, может быть, действительно и красногвардейцы
Возможно, А. Блок увидел в большевизме как бы новое христианство, способное сделать то, что так и не сделало старое – очистить мир от векового зла. Но большевизм не мог даже близко подойти к этой великой миссии, ибо был основан на насилии.
Апостолов нельзя заменить уголовниками. Поэтому новая «звезда Востока» сожгла не зло, а, наоборот, то доброе, что было в старом мире, без чего сам А. Блок не мог существовать.
Он не пережил своей ошибки. Жизнь автора «Двенадцати» кончилась в тоске и горе.
Сомнения в том, кто же все-таки идет во главе красногвардейцев, отразились и в самом облике этого персонажа. С одной стороны, в руках у этого непонятного существа кровавый флаг, что дает основание считать его Антихристом. Но на голове у него «белый венчик из роз». Белый цвет всегда считался цветом мира. Вспомним Цветаеву:
Белизна – угроза Черноте.
Белый храм грозит гробам и грому.
Бледный праведник грозит Содому
Не мечом – а лилией в щите.
Тема белизны подчеркивается и другими чертами блоковского Христа – он идет «нежной поступью надвьюжной, Снежной россыпью жемчужной».
Белизна пронизывает весь облик Христа. Но флаг все-таки кровавый. Этот контраст в конце поэмы как бы перекликается с ее самыми первыми строками, подчеркивающими двойственность всего происходящего:
Чёрный вечер. Белый снег.
Ветер, ветер!
На ногах не стоит человек.
Ветер, ветер –
На всем Божьем свете.
Так кто же все-таки шел впереди красногвардейского отряда? И еще вопрос: если все же Христос, то шли красногвардейцы за ним или стреляли в него, как это предположил М. Волошин?
Блок, наверное, так и не сумел до конца жизни найти ответ на эти вопросы. Может быть, ответ состоит в том, что Христос снова надел терновый венок и пошел впереди зла, чтобы отвести грядущие беды, что принесет революция. Может быть, это он вразумил народы России, и они отказались от ложных идей. Но для этого должно было пройти более семидесяти лет.
Рекомендуется к прочтению:
- Роль символов в поэме Блока «Двенадцать»
- «Вечные» вопросы и их решение в поэме Блока «Двенадцать»
- Символические образы и их мысл в поэме А. А. Блока “Двенадцать”
- Тема святости и греха в поэме Блока «Двенадцать»
- Поэма Александра Блока «Двенадцать»
- Тема революции в поэме Блока «Двенадцать»
- Рассказ Персей краткое содержание.
Христианские мотивы в поэме Блока «Двенадцать»