Традиции Гоголя и Салтыкова-Щедрина в сатире Маяковского
Поэт Маяковский в наше сознание, в нашу культуру вошел как «агитатор, горлан-главарь». Он действительно шагнул к нам «через лирические томики, как живой с живыми говоря». Его поэзия громка, неуемна, неистова. Ритм, рифма, шаг, марш — все эти понятия ассоциируются с творчеством поэта и выражают его особенности. Это действительно поэт-гигант. И истинная оценка его творчества еще впереди, потому как он слишком масштабен, объемен, его поэзия никак не вмещается в узкий и тесный мир наших привычных мыслей и забот.
Маяковский — поэт
Можно провести параллель между «Прозаседавшимися» и «Ревизором ». И стихотворение Маяковского, и пьеса Гоголя — законченные литературные произведения, хотя и разных жанров, в которых присутствуют все элементы конфликта: завязка, кульминация и развязка. Начало обоих произведений гиперболично: в стихотворении Маяковского это безнадежные попытки чиновников попасть сразу на несколько заседаний, где обсуждается «покупка склянки чернил», а в пьесе Гоголя — ошибка чиновников, от ужаса принявших проходимца Хлестакова за ревизора. Кульминация представляет собой гротеск. В «Прозаседавшихся»:
И вижу,
сидят людей половины.
О, дьявольщина! Где же половина другая?
Здесь кульминация наступает быстро, скачкообразно, буквально в нескольких строках Маяковский доводит ситуацию до абсурда. Более плавен переход к кульминации в «Ревизоре», но по своей абсурдности она не уступает «Прозаседавшимся» и включает такие, например, ситуации, как самобичевание унтер-офицерши, просьба Бобчинского довести до сведения его императорского величества, что в «таком-то городе живет Петр Иванович Бобчинский». В финале «Ревизора» Гоголь отразил свою веру в силу и справедливость высшей власти, в неотвратимость наказания. Развязка «Прозаседавшихся » иронична, что, вероятно, свидетельствует о том, что Маяковский понимал живучесть и неистребимость бюрократизма. Если обратиться к стихотворению Маяковского «О дряни», то здесь мы найдем и гротеск — в образе ожившего Маркса, призывающего свернуть головы мещанским канарейкам, и гиперболический эпитет «тихоокеанские галифища», и саркастическое выражение «мурло мещанина», и сравнение «зады, крепкие, как умывальники ». Поэт без стеснения употребляет эти тропы и стилистические фигуры при описании обывательского быта, который «страшнее Врангеля».
Эти стихотворения можно соотнести с пафосом творчества Салтыкова – Щедрина. В его произведениях сарказм, гротеск и гипербола встречаются буквально на каждой странице, особенно в «Диком помещике», «Повести о том, как один мужик двух генералов прокормил», «Истории одного города». В своих произведениях Салтыков-Щедрин часто использует элементы фантастики. Подобным приемом пользуется и Маяковский в пьесе «Клоп», где Пьер Скрипкин переносится в будущее.
В. В. Маяковский следовал традициям Гоголя и Салтыкова-Щедрина не только в использовании художественных приемов, но и в самой тематике своих сатирических произведений, направленных против косности мышления, бюрократического и мещанского сознания и обывательской пошлости. Традиции русской сатиры далее были продолжены и развиты такими мастерами слова, как Булгаков, Ильф и Петров, Фазиль Искандер.
Рекомендуется к прочтению:
- Дальнобойное слово (о сатире Салтыкова-Щедрина)
- Традиции и новаторство в поэзии Владимира Маяковского
- Фольклорные традиции в «Истории одного города» Салтыкова-Щедрина
- Фольклорные традиции в «Истории одного города» Салтыкова‑Щедрина (глава «О корени происхождении глуповцев»)
- На примере произведений Гоголя «Ревизор» и «История одного города» Салтыкова-Щедрина
- О дряни (сатирические стихи Маяковского советского периода)
- Сочинение на тему мое любимое занятие.
Традиции Гоголя и Салтыкова-Щедрина в сатире Маяковского