Тема игры в пьесе Александра Островского «Лес»
Мотив игры, маски, комедиантства пронизывает весь текст пьесы Островского «Лес». Многие действующие лица этого произведения как бы играют свою роль на сцене жизни. Героев А. Н. Островского в «Лесе» можно разделить на три категории: одни играют совершенно не свойственную им роль (Гурмыжская, Буланов), другие вообще ролей не играют (Аксюша, Петр Восмибратов, Милонов, Бодаев), а маска Несчастливцева очень похожа на то, что он есть на самом деле.
Гурмыжская и Буланов скрывают истинное лицо под маской, которая им не свойственна, для
Еще два героя произведения не надевают никаких масок — это Бодаев и Милонов, которые ассоциируются с персонажами Гоголя — с Собакевичем и Маниловым соответственно. Однако соседи помещицы Гурмыжской не играют ролей не потому, что они искренни, а потому, что в их характерах преобладает только одна основная черта: у Бодаева — стремление обличить всех без исключения, у Милонова — угождение сильным мира сего, то есть они уже задуманы автором как герои-маски.
Сценарий пьесы в пьесе, где главные действующие лица — бедные актеры, комедиант Счастливцев и трагик Несчастливцев, совершенно особый. После настоящих ролей, ролей на сцене, они играют перед окружающими лакея и барина. Счастливцев, который до этого «все чертей играл», теперь несколько стыдится своей роли лакея, которую играет, однако, «хорошенько». Долго он не выдерживает и вскоре рассказывает ключнице Улите, а она Гурмыжской, кто он и Несчастливцев такие.
Несчастливцев, трагические роли которого вышли из моды, теперь в жизни играет барина, дворянина, то есть того, кто он по происхождению. Он не стяжатель, копейка для него не идеал, поэтому он два раза делает хорошее дело: возвращает Гурмыжской тысячу рублей, которые ей не отдал Восмибратов, и составляет приданое своей сестре Аксюше. Помыслы Несчастливцева чисты, поэтому он по праву произносит слова Шиллера, как свои, и как он в роли дворянина и благородного человека был, так им и остался после того, как открылся их фарс со Счастливцевым.
В связи с темой игры необходимо сказать об обморочивании, одурачивании и даже аферизме. Так, купец Восмибратов совершает сделку с Гурмыжской на покупку леса, а потом не отдает ей часть денег. Его сын Петр на пароходе обморочивает знакомого своего отца, надев «чужую чушку» и подвязав щеку. Петр боится, что этот знакомый расскажет Восмибратову о том, что купеческий сын поехал развлекаться, когда отец послал его по срочному делу.
Еще интересно отметить, что Несчастливцев, играя в карты, может обмануть партнеров, подменив девятку на валета. Эти роли пьес в пьесе, игра, комедиантство приводят к усложненному сюжету и авантюрной интриге.
В пьесе А. Н. Островского «Лес», как и в поэме Н. В. Гоголя «Мертвые души», сюжет строился на карнавальности и афере одного из действующих лиц, а в финале пьесы звучит оптимизм. Островский утверждает, что даже в затхлой духовной провинции есть место морали и нравственности.
Рекомендуется к прочтению:
- Образ театра и мотив театральной игры в комедии Островского "Лес"
- Краткое содержание «Лес» Александра Островского
- Сочинение по комедии Александра Островского «Лес»
- Способы отражения авторского взгляда на мир в комедии "Лес" Островского
- Тема утраченных иллюзий в пьесе Островского «Бесприданница»
- Тема греха, возмездия и покаяния в пьесе Островского «Гроза»
- Размышления на тему воспитанный человек.
Тема игры в пьесе Александра Островского «Лес»