Своеобразность сатиры XX века
Сатира всегда была важной составной частью литературы, но в XX столетии она начинает играть особую роль. Социальные потрясения, мировые войны, экологические нелады – все это принуждает писателей внимательно прислушиваться к действительности, открывать в ней трагическое и комическое.
Известный сатирик XX века Карел Чапек наиболее точно определил задачу этого направления в современности: «Сатира – худшее, что человек может сказать людям, но это не означает, что писатель предъявляет обвинение им, а он только строит заключения
Сатирики XX века значительно расширили жанровую палитру своих произведений. Новеллы, рассказ, повести, романы, поэмы, памфлеты – вот не полный перечень сатирических жанров нашего времени. Не менее разнообразные и приемы, которые используют писатели для сатирического изображения отрицательных явлений.
В центре внимания сатириков – человек, ее духовный мир, который разрушается социальными условиями. Тему бездуховности поднимали в своих произведениях А. П. Чехов, А. Аверченко, но вершиной сатирического изображения этого явления стали рассказы Михаила
Новый жанр создает Чапек в «Войне с саламандрами» – это роман-памфлет. Поражает широкий охват действительности в произведении: это земной шар, который поставлен перед читателем как настольный глобус, который крутит вокруг своей оси и отображается в кривом зеркале смеха. В решении этой сложной задачи писателю помогли многолетний опыт работы в газете, энциклопедическая эрудиция, знание жизни многих стран. Хаос событий подчинен единой идее, и во всех явлениях Чапек обнаруживает объективные закономерности истории, освещая как фотообъективом один за одним жизненный эпизод, писатель приводит к мнению, что лихорадка деятельности буржуазного мира – это танец на действующем вулкане. В первой книге саламандры – сенсационная новость, которая дает возможность писателю сделать яркую пародию на приключенческий роман, голливудские киносценарии, буржуазную печать, работы псевдоученых. В первой книге преобладает интонация иронии и юмора, но уже ощущается знаменитейший чапекинский сарказм: саламандра, которая разговаривает, воплощает ограниченность мышления обывателя. Во второй книге романа, которая в сатирической форме воссоздает историю развития современного Чапеку общества, саламандры становятся жертвами колониального ограбления. Писатель сатирически изображает экономику и политику, юридические учреждения, мораль, религию, науку, литературу, искусство, школу. В третьей книге в центре внимания автора международная обстановка начала 30-х годов, а саламандры становятся символом фашизма. В изображении событий писатель поднимается к трагическому гротеску.
Сатира XX века выступила против насилия над человеком, на защиту вечных человеческих ценностей – добра, справедливости, она имеет социальное направление, но всегда защищает личность.
Рекомендуется к прочтению:
- Особенности сатиры в романе Булгакова «Мастер и Маргарита»
- Сказки Салтыкова-Щедрина – вид сатиры
- Предмет авторской сатиры в «Истории одного города» Салтыкова-Щедрина
- Стихотворные сатиры Александра Сумарокова
- Антивоенный пафос в творчестве выдающихся писателей XX века
- Сюжет сатиры Салтыкова-Щедрина – современная идиллия
- Сочинение на тему причины преступления Родиона Раскольникова.
Своеобразность сатиры XX века