«Справедливость требует вступаться за людей страдающих» (По роману Достоевского «Бедные люди»)

Русская литература XIX века всегда отличалась пристальным вниманием к душе человека, к его исканиям, надеждам, стремлениям. Писатели старались не просто отобразить жизнь людей во всей ее сложности и противоречивости, но изменить ее, словом своим преобразовать и улучшить.

В обществе, где царит несправедливость, жестокость и страдания, зачастую только писатели могли привлечь внимание окружающих к страдающим людям, вызвать сострадание к ним, помочь изменить существующее положение вещей. Одним из таких писателей, который не мог пройти мимо

страждущих, униженных и оскорбленных людей, был Ф.М. Достоевский.

Все произведения великого писателя пронизаны человечностью, сочувствием, любовью к своим героям, но особенно ярко, на мой взгляд, это отношение к человеку проявилось в первом произведении, написанном двадцатичетырехлетним автором, — романе в письмах «Бедные люди». Недаром это произведение вызвало восторг у Н.А. Некрасова и Д.В. Григоровича, которые, прочитав его белой петербургской ночью, наутро ворвались к В.Г. Белинскому с возгласом: «Новый Гоголь явился!»

Действительно, сам писатель считал себя последователем Гоголя, хотя бы потому, что

продолжил тему, начатую Пушкиным и продолженную Гоголем, тему «маленького человека». Он не только развил ее, но и по-иному взглянул на объект исследования, — изнутри. Роман «Бедные люди» представляет собой переписку героев, в которой они сами, иногда неумело и смешно, иногда трогательно и наивно рассказывают о себе. Они не просто «маленькие» люди, они «бедные» в прямом смысле слова.

Вся их история — это борьба с нищетой, с несправедливостью, это борьба за человеческое достоинство, озаренная огромной, искренней, неподдельной любовью к ним автора. Герои романа — это бедный чиновник Макар Девушкин, человек уже пожилой, очень чувствительный, добрый и нежный, о чем «говорит» его фамилия, и Варенька Доброселова, чье детство прошло в радости и достатке, но которая потеряла все после смерти отца. Оставшись сиротой, она лишена поддержки и участия, а родственница, у которой она сначала жила, хочет сделать ее содержанкой грубого, необразованного и злобного помещика Быкова.

Варенька покидает ее дом, живет за счет своего труда, но шитье и вышивание только не дают ей умереть с голоду, да и то во время своей болезни лишь усилиями Макара Девушкина она остается в живых. Оба героя живут в условиях, которые трудно назвать человеческими: «Ну. в какую же я трущобу попал, Варвара Алексеевна! Ну, уж и квартира! Прежде ведь я жил таким глухарем, сами знаете: тихо, смирно, у меня, бывало, муха летит, так и муху слышно. А здесь шум, крик, гвалт! Да ведь вы еще и не знаете, как это все здесь устроено.

Вообразите, примерно, длинный коридор, совершенно темный и нечистый. По правую его руку будет глухая стена, а по левую все двери да двери, точно нумера, все так в ряд простираются. Ну, вот и нанимают эти нумера. а в них по одной комнатке в каждом; живут в одной и по двое и по трое. Порядку не спрашивайте — Ноев ковчег!» — так описывает Макар Девушкин свое жилище.

В каждой из этих комнат — своя беда и страдания. Один из соседей, в котором тоже принимает участие Девушкин — такой уж он человек, — исключенный из службы чиновник Горшков, «такой седенький, маленький; ходит в таком засаленном, в таком истертом платье, что больно смотреть.» У Горшкова жена и трое детей, жить им совершенно не на что. Макар Алексеевич всей душой сочувствует этой семье: «Как-то мне раз, вечером, случилось мимо их дверей пройти; на ту пору в доме стало что-то не по-обычному тихо; слышу всхлипывание, потом шепот, потом опять всхлипывание, точно как будто плачут, да так тихо, так жалко, что у меня все сердце надорвалось, и потом всю ночь мысль об этих бедняках меня не покидала. так что и заснуть не удалось хорошенько.»

Кроме семьи Горшковых, автор показывает нам студента Покровского и его отца. Это еще одна трагическая история, рассказанная уже Варенькой в ее дневнике, который она посылает Девушкину. Отец Покровского, полностью опустившийся человек, единственную радость жизни находит в сыне. Его сын, способный студент, не мог найти службу: «Каждый день выходил он в своей легкой шинельке хлопотать по своим делам, просить и вымаливать себе где-нибудь места, что его внутренне мучило; промачивал ноги, мок под дождем и, наконец, слег в постель, с которой не вставал уже более..» Это еще одна жертва несправедливости, еще один страдалец, муки которого быстро закончились. Но муки Вареньки и Макара Девушкина продолжаются.

Она очень больна: «Я чувствую, что здоровье мое расстроено; я так слаба; вот и сегодня, когда встала утром с постели, мне дурно сделалось; сверх того, у меня такой дурной кашель! Я чувствую, я знаю, что я скоро умру». Макар Алексеевич отказывает себе во всем, чтобы помочь Вареньке: он забирает вперед свое жалованье, продает даже свое платье, он задолжал своей квартирной хозяйке, он голодает. Помимо этого, он начинает пьянствовать, не в силах вынести жизненных тягот. Его за какую-то ошибку вызывают к начальнику, и здесь Достоевский изображает потрясающую по силе эмоциональных переживаний сцену.

1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд (1 votes, average: 5.00 out of 5)

Рекомендуется к прочтению:



«Справедливость требует вступаться за людей страдающих» (По роману Достоевского «Бедные люди»)