«Смысл человеческой жизни заключается в беспокойстве и тревоге» (Блок)
Век девятнадцатый с пышностью двора, интригами остался далеко позади, двадцатый тоже пролетел, сохранив тяжелую память о революциях и войнах. Мы — дети двадцать первого, компьютерного, технологичного и стремительного.
Время движется вперед, но некоторые понятия остаются неизменными, например великая литература и мир человеческих переживаний. Ведь сколько ни минет лет, люди все равно будут любить, страдать, ненавидеть, беспокоиться и тревожиться. И сколько ни пройдет времени, по-прежнему каждого будет волновать проблема: зачем я живу?
Большинство
Он стал олицетворением произведений Ф. М. Достоевского, образцом вечного беспокойства о судьбах
Человек старается всем помочь, никому не причинить зла, любить христианской любовью — и сразу приговор: идиот. Нет, не медицинский диагноз виноват в таком восприятии героя, а его поведение. Как это — помогать, ничего не прося взамен? Защищать распутную женщину, сделаться крестным братом убийце? Это невозможно в «благородном» обществе, где заботиться можно лишь о материальном благополучии, остальное вторично. Да он просто смешон, этот сумасшедший князь Мышкин! Разве он не видит, какие люди рядом с ним?
Он не видит… Вернее, не хочет видеть. «А вам и не стыдно! Разве вы такая, какою теперь представлялись», — воскликнет потрясенный герой Настасье Филипповне. Мышкин единственный, кто понимает ее внутренний мир и напоминает, что она другая, не «рогожинская» любовница и не содержанка Тоцкого; несчастная женщина, истинно красивая, и не только внешне. Князь видит ее изнутри, пытается спасти ее душу.
Это происходит и с Рогожиным. С первой встречи до последней Мышкин рядом. Он как ангел хранитель, который предугадывает все, что может произойти, пытается предотвратить непоправимое. «Я, как тебя нет предо мною, то тотчас же… злобу и чувствую», — говорит Рогожин. Значит, есть в его сердце хорошее, доброе.
Мышкин чувствует ответственность за Парфена, за совершаемые им поступки. Показателен в этом отношении эпизод обмена крестами: «идеальный человек» Мышкин становится духовным братом убийце Рогожину, как бы принимая его грехи. Парадокс — грехи у безгрешного человека!
Людям тяжело с Мышкиным, потому что он заставляет их быть лучше, а это трудно, иногда почти невозможно. Намного легче прикрываться маской холодности, как Аглая, самовлюбленности, как Ганя, бесшабашности, как Парфен. Сколько людей, столько и масок.
Нет ее только у князя Мышкина, ему нечего прятать, он лишь хочет им помочь тоже сбросить ненужный панцирь с души. Трагедия в том, что люди не хотят это сделать, не хотят меняться, им не нужен Мышкин, его время еще не настало. А настанет ли оно, время беспокойных людей, способных сделать мир чище, добрее, милосерднее?
Ф. М. Достоевский мечтал, что такой миг настанет. «Красота спасет мир» — эти слова почти пророческие, ведь не внешняя красота является главной, а внутренний свет, способный осветить путь нуждающимся в нем.
Рекомендуется к прочтению:
- «Если в жизни есть смысл и цель, то смысл этот и цель вовсе не в нашем счастье, а в чем-то более разумном и великом. Делайте добро!» (Чехов)
- Был ли счастлив в человеческой жизни Иван Бунин
- «Достоевский – художник… бездны человеческой, человеческой бездонности»
- «Достоевский — художник… бездны человеческой, человеческой бездонности»
- В чем смысл моей жизни?
- «Война не любезность, а самое гадкое дело в жизни, противное человеческому разуму и всей человеческой природе событие…» (По роману Толстого «Война и мир»)
- Анализ стихотворения Бунина Ночь.
«Смысл человеческой жизни заключается в беспокойстве и тревоге» (Блок)