Рождественская философия Диккенса

Трудно найти в христианском мире более почитаемый праздник, чем Рождество. Английская история празднования этого священного праздника имеет немало древних и глубоких традиций. Сугубо религиозный с одной стороны, праздник Рождества является еще и ярко выраженным мистическим и языческим празднеством с другой.

Многогранность Рождества в том, что этот праздник соединил в себе религию, мистицизм и светскость. Так, рождественские семейные ужины являются непоколебимой традицией для англичан. Сама идея таких вечеров в объединении и сплочении

членов одной семьи, несмотря на холод и декабрьскую стужу. Ведь так приятно собраться в кругу близких и родных, дабы разобраться в старых обидах и простить друг другу все ошибки. Как результат, атмосфера семейного единения рождает веру в настоящее чудо.

Именно столь неоднозначно и воспринимает Рождество Чарльз Диккенс. На место святым образам из христианских учений встают в произведениях Диккенса обыденные и привычные всем детали жизни. Недаром Честертон даже закрепил за английским писателем традиционный образ идеального английского семейного уюта.

Рождественские рассказы Диккенса, написанные

им на разных этапах жизни, делятся по тематике на две большие группы: первая – Рождество, вторая – Детство. Внутренняя убежденность автора и сила его мировосприятия частенько заставляют эти две громадные темы сливаться воедино, подпитывать и дополнять друг друга.

Все творчество Диккенса наполнено чудаковатыми героями и детьми. По мнению английского писателя без детства в душе ни один человек не может считаться человечным. Именно благодаря детским образам рождественские произведения Диккенса звучат несколькими сильными мотивами.

Первый – «божественное дитя», то есть мотив спасения человечества посредством прихода на землю младенца от Господа. Так, герой «Сверчка за очагом» – «Блаженный юный Пирибингл» рождается здоровым и спокойным. Такой великолепный ребенок, да еще сверчок, живущий за очагом, помогают автору передать атмосферу счастья и уюта. Ребенок собирает вокруг себя всю семью, объединяя всех ее членов.

Второй мотив – «рождественское чудо» показан Диккенсом как неожиданная удача, а вовсе не проявление божественного промысла. По мнению Диккенса в рождественском чуде не стоит искать сверхъестественных проявлений, ведь даже рождественские чудеса могут произойти в результате счастливой случайности.

Третий мотив – «нравственное перерождение» звучит у Диккенса голосом детей, призывающим помогать всем страдающим и бедствующим в любых ситуациях.

1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд (1 votes, average: 5.00 out of 5)

Рекомендуется к прочтению:



Рождественская философия Диккенса