Рецензия на роман Евгения Гришковца “Рубашка”
Итак, писатель, который не раз говорил, что не любит Москву, написал о ней роман. Именно Москва в романе существует как наиболее законченный, глубокий и интересный образ. Не пресловутый «стиль Гришковца», не главный герой, изнасилованный ритмом большого города, а именно Москва – безжалостная, самодостаточная, «предел всего» – придаёт книге весомость.
Язык Гришковца, ставший «фишкой» автора, слишком прост, чтобы им восхищаться. Его стиль можно охарактеризовать как “примитивизм”. Что в целом странно для человека, который окончил филологический
Печально, но “Рубашка” похожа на сочинение десятиклассника
В романе нет счастья, всё тяжело и безысходно. Любовь главного героя – архитектора Сашу – угнетает более всего. Нет радости, нет возрождения, нет ощущения чего-то светлого. Есть болезненное переживание любви, от которой герою плохо. Плохо настолько, что он готов провалиться в сон, только бы не чувствовать. Любовь делает его ещё более усталым.
В сон Саша проваливается постоянно: в кресле у парикмахера, в такси, в клубе. Сны, сны… О войне, да о флоте. Сны эти – ружьё, которое так и не выстрелило. Нельзя же вводить в роман сны о войне, только потому, что служба в армии когда-то произвела неизгладимое впечатление на автора.
Недоработок много: француз, плохо говорящий по-русски “забывается” и говорит без ошибок. Друзья Саша и Макс, выражающие мысли в одинаковой форме, словно братья-близнецы. Вообще, кто бы ни говорил, голос в романе только один. А ведь роман – не моноспектакль. Такие недоработки непозволительны. Стоит отметить, что Гришковец иногда забавен. Многие называют это искренностью, кто-то – непосредственностью: «Мы писали на свежий снег, глядя на Кремль. Писали без пафоса и протеста.».
Москва Гришковца местами нереальна: таксисты, слушающие джаз и доставляющие владельцу забытые в салоне вещи. Сильные и «в годах» мужчины, ведущие себя как юнцы. Современные люди, говорящие словами из прошлого: купчишка, душегуб. Однако, тема романа интересна. Два живых образа: архитектор Саша, переехавший из провинции в Москву и его друг Макс. Саша тонет в беспросветной усталости и лихорадочной любви. В этот момент, «некстати», и прилетает в гости лучший друг. Саше плохо, он страдает: даже тело просит отдыха. Любовь подкосила его ещё больше. Забвение и отдых приносят только сны, словно его сознание выключают и включают. Саша занят собой, лучший друг так не вовремя.
А Максим весел и бодр, приезжает выпивать, таскаться по клубам и ресторанам. Требует водить в непременно «модные» места, хочет подышать московским образом жизни, почувствовать этот ритм, такой отличный от провинциального. Покупает себе дорогой и модный портфель.
Друзья кутят, пьют. Постепенно, становится ясно, что Макс приехал «присмотреться» к Москве, жена от него ушла, и жизни в родном городе больше для него нет. Дорогой портфель – как олицетворение «предела всего», который Макс так хочет на себя примерить, но постоянно символично теряет и забывает портфель в разных местах. Да и Саша уже не тот: очень уж занят собой. Большой город изменил его. Свежая рубашка, одетая поутру, к концу дня грязная, в пятнах, а в итоге – и залитая чужой кровью.
Ещё одно действующее лицо в «Рубашке» – собственно, Москва. “Мы устали, устали вместе”, – говорит о ней Саша. По началу, Москва «тревожила» и «беспокоила», но совершенно понятно, что он так и не научился здесь размеренно жить. «Огромный город ворует, высасывает» время. В Москве нельзя остаться чистым. На последних страницах романа Максим выбрасывает портфель.
Концовка размыта, как и весь сюжет. Точки нет, есть хотя бы понимание того, что Макс Москвой не заболел, а Саша признаётся в любви Ей. Критики отнеслись к роману слишком благосклонно. Тем не менее, тематика романа многим очень близка… Прямо как рубашка к телу. Этим вызвана столь большая популярность книги среди читателей. Но в итоге, автор сам признал роман неудачным.
Позволю себе заметить, конёк Гришковца – моноспектакль. А вот читать его было неприятно. Всё-таки стиль делает писателя таковым.
Рекомендуется к прочтению:
- «Мы» Евгения Замятина – роман-антиутопия
- Рецензия на роман Анатолия Рыбакова «Дети Арбата»
- Рецензия на роман Олега Роя «Ловушка для вершителя судьбы»
- Рецензия на роман Джеффри Линдсея “Дремлющий демон Декстера”
- Рецензия на роман Юрия Лощица «Дмитрий Донской»
- Рецензия на роман Владимира Дудинцева «Белые одежды»
- Анализ стихотворения Твардовского Я знаю никакой моей вины.
Рецензия на роман Евгения Гришковца “Рубашка”