Рецензия на фильм Павла Чухрая «Вор»

Жизнь течет своим чередом. Многое меняется: на место старого приходит новое. Это можно сказать об истории, о жизни людей, их быте. Но, несмотря на новшества, мы ощущаем нашу неразрывную связь с прошлым.

Ее можно проследить на основе фильмов, которые, как ничто другое, отображают реальную жизнь. Кинематограф играет важную роль в жизни человека: мы можем учиться по фильмам на ошибках киногероев, оценивать разные жизненные ситуации, анализировать и делать свои выводы и умозаключения.

Конечно, многое зависит от содержания того или иного фильма,

от его постановки и игры актеров. Примером тому, на мой взгляд, может являться фильм Павла Чухрая «Вор», главные роли в котором сыграли Владимир Машков, в роли Толяна, Екатерина Редникова, в роли Кати, и Миша Филипчук, в образе шестилетнего Саньки.

«Я родился сразу после войны, в сорок шестом. Отца я никогда не видел, он умер за полгода до моего рождения, но все детство я думал о нем, старался себе его представить». Такими словами начинается кинолента. Уже из этого можно сделать вывод о том, что маленькому мальчику трудно без отца, ему нужна его поддержка и понимание. Каждому человеку с самого дня рождения нужны

родители, которые любили бы, ценили и помогали встать на ноги еще маленькой, но уже личности.

Хорошие родители стараются дать своим детям все самое лучшее, воспитывают их на основе нравственных ценностей. И когда ребенок вырастает, у него формируется свой собственный взгляд на жизнь, на базе родительского воспитания. Со временем человек начинает не только любить, но и уважать своих родителей за то, что они сформировали его как человека, причем Человека с большой буквы. И очень трудно бывает тем, у кого нет родителей.

Действие картины разворачивается с осени 1952 года. Память перепутала, что видел мальчик и что понял потом, но поезд, в котором он ехал со своей молодой мамой, он запомнил навсегда. Там они знакомятся с военным по имени Толян. Из истории мы знаем, что в 1952 году у власти был Сталин. Это была эпоха, когда развивалась и крепла система, опиравшаяся на аппарат, на репрессивные органы. Обстановка провинциального городка, куда приезжают герои фильма, полностью уносит нас в то далекое время.

На стенах домов мы видим красные флаги, повсюду ходят патрули, наблюдающие за порядком, в коммуналке, куда попадают герои киноленты, живут люди, по быту которых можно определить уклад жизни народа того времени. Саня с мамой и с красавцем офицером, вошедшим в их жизнь, начинают жить одной семьей. Что может быть лучше хорошей семьи для мальчика, который мечтает об отце?

На первый взгляд все очень хорошо: Катя и Толян любят друг друга. Катерина счастлива, что у нее есть семья, что они будут жить вместе и воспитывать сына, и ничто им не помешает, но… Как порой бывает жестока суровая реальность. Любимый человек, опора семьи, оказывается профессиональным вором. Грабя людей, Толян не задумывается о последствиях. Да, хорошо жить хотят все. Как говорится: «Красиво жить не запретишь». Но если разобраться, то деньги – это не самое важное в жизни, на них нельзя купить любовь, здоровье, честь и совесть, нельзя построить счастливую жизнь, которая приносила бы радость и пользу не только тебе, но и другим людям. Ограбив одну, потом другую квартиру, Толян не может остановиться.

Грабеж – это его жизнь, без которой он не может существовать. Он сам сказал: «Мне моя жизнь нравится, и другой мне не надо», И это настораживает. Ведь человек сам не понимает того, что он делает, причиняя страдания другим. Боровская жизнь сделала Толяна грубым, лицемерным, жестоким. Это очень хорошо прослеживается по его словам, идущим через весь фильм: «Бей чем попало, рви зубами, лягай ногами, но чтоб запомнили, иначе ты не мужик». От этого становится просто жутко. Ведь кулаками махать может каждый, а понять людей порой очень трудно.

Каким же может вырасти Саня, если его учат тому, чтоб его боялись, чтоб он бил людей, заставлял покориться своей воле «свободного» человека? Ведь психика ребенка очень шаткая и восприимчивая. Маленькому мальчику часто является тень отца. Он нужен ему, как каждому ребенку.

Сначала он не хотел жить с Толяном, но постепенно Саша ищет в нем опору, хотя и побаивается его. Он хочет стать военным. Мальчик поверил в него, ему казалось, что Толян – настоящий мужчина, на которого нужно равняться, Саша был сильно удивлен, когда Толян сказал, что Сталин его отец, с любопытством ребенка рассматривал наколки на его теле. Сане было трудно разобраться в том, что такое жизнь, и он пытается сделать это с помощью Толяна, но тень отца не перестает приходить к нему.

Катя, как и любая мать, не хочет для своего ребенка отца-вора. Она как-то сказала, так, между прочим, что есть люди, им чужое тяпнуть – одно удовольствие. Это своего рода протест, нежелание мириться с бесправием. Катя стояла перед трудным выбором: остаться с Толяном, но неизвестно, что ждет ее и сына с ним в будущем, или уехать, расстаться со своей любовью. На самом деле Толян не любил Катю, а просто прикрывался ею.

Такая ситуация может случиться с каждым. Мне нравится то, что фильм отражает реальную жизнь, пусть даже и жестокую. Катька не смогла уехать от Толяна – ведь она очень сильно любила его. Его поймали и посадили на семь лет в тюрьму; хотя кражи не были раскрыты, тем не менее, как поется в песне:

Эх, дороги, пыль да туман,

Холода, тревоги, да степной бурьян.

Знать не можешь доли своей,

Может, крылья сложишь посреди степей.

Когда Катя и Саша ждали Толяна у пересыльной тюрьмы, мне невольно вспомнилось стихотворение Зинаиды Гиппиус:

В прошлом грехов так неистово много,

Что и оглянуться страшно на Бога.

А чувства и переживания Кати и Сани за Толяна почему-то напомнили мне Анну Ахматову и ее «Реквием».

Как только машина повезла заключенных, Санька бросился вслед за ней, крича: «Папка, папка, родненький». С тех пор ему не появлялась больше тень отца. Наверное, потому, что он предал его. После этого вся жизнь мальчика меняется: мать умирает от перитонита, а Сашу помещают в детский дом. Все, что осталось у него от той жизни, – это мамины часы и пистолет Толяна, который так понравился ему в день их знакомства в поезде. В душе каждого человека таится надежда на лучшее. Так и Саня, живя в приюте, верил в то, что Толян, выйдя из тюрьмы, навсегда заберет его к себе, но… Человек, живущий для себя, обречен на презрение и не способен помнить добро. Именно таким был Толян. При встрече с Саней который уже вырос, он даже не мог вспомнить имя его матери, он продолжал свою воровскую жизнь.

При встрече Толяна с Саней Саня все понял. Он понял то, что человек, которому он поверил, оказался низким и подлым, предал все надежды мальчика на лучшее. Для Сани это было очень тяжело. Мальчик не смог выдержать этого и убил Толяна, ведь он предал его мать и самого мальчика, разочаровал его. На убийство способен не каждый. Нужно найти в себе силы, чтобы убить человека.

Прошли годы. Саня стал военным, но до конца вспоминал тот день, когда нажал курок. Мне кажется, что в душе этого человека шла борьба. Он привык к Толяну, верил в него, но его надежды обмануты. Он и рад тому, что отомстил Толяну, но и, как нормальный человек, сильно сожалеет об этом. Воспоминания не дают покоя ему. Я думаю потому, что Саня из маленького мальчика вырос настоящим мужчиной. Хорошим людям всегда жилось труднее. Это, наверное, парадокс жизни.

Мне было приятно смотреть, как играют актеры. Очень запомнилось выражение глаз Миши Филипчука. Иногда достаточно одного взгляда, чтоб понять, что чувствует или думает человек. Владимир Машков сыграл сурового и грубого человека, лицемера, думающего только о себе. К сожалению, таких людей, как Толян, много. Наша жизнь такая жестокая. Мы часто не замечаем за собой проступков и ошибок, которые больно ранят других, бываем грубы и несправедливы. Я думаю, что этот фильм заставит многих задуматься над своей жизнью, над тем, что каждый из нас из себя представляет. Может быть, стоит сказать «нет» всему, что очерняет нашу жизнь, делает людей зверями.

Мне очень понравился фильм «Вор». Эта криминальная мелодрама показала мне жизнь немного с другой стороны. Я знала, но и еще раз убедилась в том, что жизнь может преподносить нам непредсказуемые ситуации и повороты. На протяжении всего фильма мы следим за жизнью героев, за их психологией, за становлением ребенка как личности. В фильме рассматривают серьезные проблемы бытия. Как найти правильный путь во взрослую жизнь? Как выстоять против лжи, воровства и грязи?

Жизнь – это сложная реальность, в которой нужно бороться, верить и искать. И фильм «Вор» еще раз доказывает это.

1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд (1 votes, average: 5.00 out of 5)

Рекомендуется к прочтению:



Рецензия на фильм Павла Чухрая «Вор»