Разговор Пилата с Афранием в романе «Мастер и Маргарита»

В романе Булгакова «Мастер и Маргарита» затрагиваются проблемы которые имеют место и в настоящем времени. Это и честь, и достоинство, и возможность выбора. Автор показывает, что за любой свой поступок человек понесет наказание. И чем страшнее его деяние, тем тяжелее муки совести, постигшие его.

Так, например, Понтий Пилат совершает страшный поступок. Он обрекает на смерть невинного человека. Связано это с тем, что он не может забыть бродячего философа и что бы хоть как то заглушить муки совести решает убить того, кто предал Иешуа. Пилат считает,

что именно Иуда заставляет его сделать жестокий выбор между Иешуа и карьерой, хотя в глубине души он понимает, что настоящий предатель – он сам. Кто же поможет ему в убийстве Иуды? Конечно же, тот, кому Пилат может доверить свою жизнь. Но он понимает, что напрямую нельзя договариваться об убийстве, потому что за каждым его шагом, словом и действием следят.

Поэтому он услужливо приглашает Афрания отдохнуть после долгого рабочего дня и разделить с ним трапезу. Оставшись наедине, они поднимают бокалы за кесаря и за себя, так как считают это необходимым ритуалом. И даже в этот момент Понтий Пилат говорит Афранию

только то, что может сказать. Он учтиво интересуется положением вещей в городе, потому что прекрасно понимает, что если народ бунтует, то ему придется остаться на месте своего преступления. Именно это пугает его. И даже когда Афраний смотрит на него долгим и пристальным взглядом, он не выдает себя. Но, тем не менее, намекает на то, что у него есть серьезное дело.

В то же время и Афраний понимает настрой Пилата и дает ему понять, что готов к серьезному разговору. Эту беседу Пилат начинает с вопроса о поведении осужденных, но не о ком конкретно не спрашивает, что заставляет Афрания начать говорить о Га-Ноцри, не называя при этом его имени. Но Пилат ни как не реагирует на его фразы, а затем выкрикивает «Безумец!», чем выдает свою нервозность. В ответ на это Афраний продолжает пытать игемона, заставляя его выдать все тайны. Но даже просьба Пилата похоронить всех трех казненных в тайне и тишине не дает покоя Афранию, он понимает, что не это скрывает Пилат.

Для того, что бы хоть как то поторопить игемона он встает, как бы собираясь, уйти и тут начинается кульминация разговора. Пилат выясняет всю информацию об Иуде. Где живет, чем занимается. Ему интересно все. И как бы намекает Афранию фразой, что он якобы слышал о том, что Иуду зарежут сегодня ночью. Эта мысль стала понятна Афранию, и он соглашается на такую тяжкую работу.

В конце беседы он только уточняет точность намерений и удивляется тому, как много ему предстоит сделать за сегодняшнюю ночь.

«Сцена в Александровской гимназии» по роману Булгакова «Белая гвардия»

Седьмая глава романа «Белая гвардия» начинается с описания пейзажа. Автор несколько раз использует слово «страшная» стараясь передать всю тревожность окружающей обстановки и предстоящих событий. Он готовит читателей к жестокости и горю.

В это время, во дворце гетмана твориться неприличная суматоха. Связана она с тем, что гетман, решил сбежать из города, переодевшись в форму майора. События, происходящие в Александровской гимназии, где учились Алексей Турбин и Николка, напоминают о неизбежности грядущих перемен.

Вся обстановка говорит о том, что грядут изменения. На стенах еще можно встретить портрет Александра, но он уже не производит того былого впечатления. Весь главнокомандующий состав готов к бою, готов защищать своего гетмана. Но взглянув в их глаза можно заметить тревогу, обусловленную происходящими событиями.

Полковник Малышев, получив весть о том, что сражения за город не будет, а юнкера обречены на смерть, принимает для себя важное решение, за которое в последующем будет отвечать только он один. Он отдает приказ о роспуске дивизии. Автор четко дает понять читателю, что в этот момент для его героев рушиться мир, что все прежние стереотипы и установки сметены и не подлежат восстановлению.

В поднявшейся суматохе звучат слова «Измена!», «Арестовать его!», но Малышев сохраняет полное спокойствие, как и другие офицеры, догадывающиеся о настоящем положении сложившейся ситуации. Призвав к порядку юнкеров, Малышев стыдит их, говоря, что с такими юнцами нельзя идти на войну. На его вопрос: «Кого вы хотите защищать» ,прозвучал ответ: «Гетмана». И тогда, не смотря на всю терзающею его боль, Малышев сообщил юнкерам о том, что ночью гетман сбежал с города и бросил их на растерзание Петлюровцам как паршивых собак.

Это признание далось ему нелегко, потому что вся его натура не принимала эту ситуацию и противилась подчинению обстоятельствам. Но он понимал, что самое лучшее, что можно сделать для этих юных бойцов, это отпустить их, но смотря на все их стремление воевать до победного конца. Завершается картина просьбой Малышева о поджоге гимназии, с более чем благородной целью и прощением капитана Студзинского, за попытку ареста.

Этот эпизод играет очень важную роль в произведении. Он показывает всю горечь предательства и безысходности. Брошенные на произвол судьбы, русские офицеры не понимают как вести себя и что делать. Они привыкли подчиняться приказам, но их они уже не услышат. Именно в этот момент в них просыпаются человеческие чувства, и принимаются решения не по уставу, а по чести, спасающие жизни многих людей.

1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд (1 votes, average: 5.00 out of 5)

Рекомендуется к прочтению:



Разговор Пилата с Афранием в романе «Мастер и Маргарита»