Раздумья о роли человека на земле, о вечных духовных ценностях в повести Астафьева «Царь-рыба»
Произведения, так или иначе связанные с темой деревни, обычно называют «деревенской прозой». О деревне написаны очень разные по жанру книги: повести В. Астафьева и В. Распутина, социально – эпопейная трилогия Ф. Абрамова, нравовоспитательные романы В. Можаева, рассказы В. Белова и В. Шукшина. Какое же место в литературе о деревне занимает творчество В. Астафьева и, в частности, его повесть «Царь-рыба»?
Виктор Астафьев — талантливый мастер, знающий природу, требующий бережного отношения к ней. Уже с первых шагов на литературном
Произведение
Однако в осмыслении характера главного героя самую важную роль играет случай с рыбой. Однажды Игнатьич поймал громадного осетра, а вытащить не смог. «Упускать такого осетра нельзя. Царь-рыба попадается раз в жизни, да и то не всякому Якову». Рыба эта и впрямь была удивительная. «Что-то редкостное, первобытное было не только в величине рыбы, но и в формах ее тела», на «доисторического ящера походила рыбина». Пытаясь вытащить осетра, рыбак упал за борт, рыба начала биться и всадила в себя и ловца множество крючков. «И рыба, и человек слабели, истекали кровью», «караулит их одна и та же мучительная смерть». Игнатьич боролся за жизнь, теряя сознание, а рыба все время прижималась к нему, толкая на дно. Герой понял, что «пришла пора отчитаться за грехи», в полузабытьи просил у Глаши прощения. Его спас случай: волна от проходившей мимо лодки помогла рыбе сорваться с крючков. «И ему сделалось легче. Телу — оттого, что рыба не тянула вниз… душе — от какого-то, еще не постигнутого умом, освобождения».
В схватке Игнатьича с осетром царь-рыба олицетворяет природу, а Игнатьич — человека. Причем характер человека испытывается на прочность в экстремальных условиях, в которых он из ловца сам становится добычей. В поединке с царь-рыбой герой постигает истину: смысл человеческой жизни не в накоплении богатств, а в том, что надо всегда оставаться человеком, не идти против своей совести. В самом корне слова «природа» заключен глубокий смысл: это то, что родит, что дает жизнь. Природа — существительное женского рода, и ее олицетворение в книге — царь-рыба — тоже. В схватке она оберегает свое брюхо, набитое икрой, которое символизирует продолжение жизни. В таких ситуациях человек начинает ощущать тайну происходящего, Игнатьич вспоминает свою жизнь, деда, поучавшего молодых: «Если есть за душой тяжкий грех — не вяжитесь с царь-рыбой». И вот Игнатьич отчитывается перед своей совестью за грехи, особенно за тот, который считает самым тяжелым. Меняется его настроение: от радости обладания рыбой — к ненависти и отвращения к ней, затем — к желанию избавиться от нее. Перед лицом смерти он пересматривает свою жизнь, исповедуется перед собой и раскаивается, чем и снимает с души тяжкий грех. Активная работа души, полное нравственное перерождение спасают Игнатьича от смерти. Я считаю, что пафос всей книги «Царь-рыба» — в преклонении перед красотой нашей земли, в обличении тех, кто эту красоту разрушает. Защита природы, защита человеческого в человеке — основная мысль, которая проходит через все произведение Астафьева, и она связана с высокими гуманистическими традициями русской классической литературы. Поэтому произведение В. Астафьева преподносит нам, читателям, настоящие уроки доброты, человечности, любви к родной земле и людям.
Рекомендуется к прочтению:
- Тема природы в повести Астафьева «Царь-рыба»
- Мои размышления над страницами повести Астафьева «Царь-рыба»
- Природа и человек в современной отечественной прозе (На примере повести Астафьева «Царь-рыба» и Распутина «Пожар»)
- Нравственность и экология по произведению Виктора Астафьева "Царь-рыба"
- Рецензия на произведение Виктора Астафьева «Царь-рыба»
- Рецензия на повесть Виктора Астафьева «Пастух и пастушка»
- Филологический анализ стихотворения Есенина.
Раздумья о роли человека на земле, о вечных духовных ценностях в повести Астафьева «Царь-рыба»