Литературно-лингвистический анализ стихотворения Есенина «Белая береза»
Свое хрестоматийное стихотворение «Береза» С. Есенин написал в знаковом для России 1913 году. Этот год характеризовался небывалым расцветом промышленности и культуры дореволюционной России: недаром потом вся советская статистика ориентировалась именно на 1913 год. Певцом именно старой Руси поэт оставался всю свою жизнь. И образ березы тоже был для него знаковым – как символ любви к той Руси.
По жанру это стихотворение на первый взгляд можно отнести к пейзажной лирике, но, зная особое отношение поэта к березе-Руси, его также можно отнести
Береза у С.Есенина – живое существо, и эта живость подчеркивается бесконечным числом олицетворений: береза «притаилась», «принакрылась» и «стоит», заря «обходит», ветки «распустились», снежинки «горят».
Главным определением является прилагательное «белая» – белая береза, белая бахрома. Известно, что именно белый цвет является символом чистоты, невинности, первозданной и нетронутой красоты. В то же время белая береза на белом снегу – это особо выдающаяся красота, как вышивка белым по белому. Но береза лирическому герою стихотворения настолько дорога, что дальше он ее подсознательно
На фонетическом уровне слышится благозвучие как отражение главной идеи любви к природе и любования ее красотой. Это проявляется в ассонансе гласных «е», «и», «о». Так, в первой строфе основной упор делается на «е» и «о»: «белая» – «береза» и «окном» – «снегом» – «серебром». Во второй эта игра звуков подхватывается гласными «и» и «о»: «пушистых» – «кисти» и «каймой» – «бахромой». В третьей строфе используются все три гласные: «стоит» – «тишине» – «снежинки», «береза» – «огне», «золотом» – «сонной». А вот в четвертой опять превалируют «и» и «о»: «лениво» – «ветки» и «кругом» – «серебром». Аллитерация выражается в сочетании согласных звуков: «окном» – «снегом», «пушистых» – «стоит». Музыкальности добавляет повторное использование союза «и» («и стоит береза» – «и горят снежинки»), а также одинаковой приставки «об» – «обходя, обсыпает».
Характерно, что красоту картины за своим окном автор описывает простыми предложениями. И только в последней строфе простое предложение усложняется деепричастным оборотом, который звучит как финальное крещендо.
Рекомендуется к прочтению:
- Анализ стихотворения Афанасия Фета «Печальная береза»
- Лингвистический анализ стихотворения Лермонтова “Дума”
- Анализ стихотворения Есенина «Гой ты, Русь, моя родная»
- Анализ стихотворения Есенина «Спит ковыль. Равнина дорогая»
- Особенности лирики Есенина
- Анализ стихотворения Сергея Есенина «С добрым утром»
- Сочинение на тему русский язык.
Литературно-лингвистический анализ стихотворения Есенина «Белая береза»