Литературно-лингвистический анализ стихотворения Есенина «Белая береза»

Свое хрестоматийное стихотворение «Береза» С. Есенин написал в знаковом для России 1913 году. Этот год характеризовался небывалым расцветом промышленности и культуры дореволюционной России: недаром потом вся советская статистика ориентировалась именно на 1913 год. Певцом именно старой Руси поэт оставался всю свою жизнь. И образ березы тоже был для него знаковым – как символ любви к той Руси.

По жанру это стихотворение на первый взгляд можно отнести к пейзажной лирике, но, зная особое отношение поэта к березе-Руси, его также можно отнести

и к лирике гражданской.

Береза у С.Есенина – живое существо, и эта живость подчеркивается бесконечным числом олицетворений: береза «притаилась», «принакрылась» и «стоит», заря «обходит», ветки «распустились», снежинки «горят».

Главным определением является прилагательное «белая» – белая береза, белая бахрома. Известно, что именно белый цвет является символом чистоты, невинности, первозданной и нетронутой красоты. В то же время белая береза на белом снегу – это особо выдающаяся красота, как вышивка белым по белому. Но береза лирическому герою стихотворения настолько дорога, что дальше он ее подсознательно

описывает цветами драгоценных металлов: «золотом огне» и «новым серебром». Эти же слова являются эпитетами которыми перенасыщено стихотворение («пушистых ветках», «сонной тишине»), что говорит о глубине чувств поэта.

На фонетическом уровне слышится благозвучие как отражение главной идеи любви к природе и любования ее красотой. Это проявляется в ассонансе гласных «е», «и», «о». Так, в первой строфе основной упор делается на «е» и «о»: «белая» – «береза» и «окном» – «снегом» – «серебром». Во второй эта игра звуков подхватывается гласными «и» и «о»: «пушистых» – «кисти» и «каймой» – «бахромой». В третьей строфе используются все три гласные: «стоит» – «тишине» – «снежинки», «береза» – «огне», «золотом» – «сонной». А вот в четвертой опять превалируют «и» и «о»: «лениво» – «ветки» и «кругом» – «серебром». Аллитерация выражается в сочетании согласных звуков: «окном» – «снегом», «пушистых» – «стоит». Музыкальности добавляет повторное использование союза «и» («и стоит береза» – «и горят снежинки»), а также одинаковой приставки «об» – «обходя, обсыпает».

Характерно, что красоту картины за своим окном автор описывает простыми предложениями. И только в последней строфе простое предложение усложняется деепричастным оборотом, который звучит как финальное крещендо.

1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд (1 votes, average: 5.00 out of 5)

Рекомендуется к прочтению:



Литературно-лингвистический анализ стихотворения Есенина «Белая береза»