«Признание всякого в духовной деятельности — в постоянном искании правды и смысла жизни» (По роману Лермонтова «Герой нашего времени»)

Роман М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» считают первым русским психологическим и философским произведением. Действительно, на протяжении всего повествования перед нами происходит правдивое исследование, анализ человеческой души — души главного героя, Григория Александровича Печорина. В первых главах мы слышим о нем из уст глуповатого Максима Максимовича, затем узнаем о впечатлениях автора при встрече с героем, ну и напоследок откровенно залезаем в душу Печорина, читая его дневник.

И как бы мы ни относились к нему,

мы не можем не отметить ум этого героя, его холодную честность с самим собой и с другими. Совершенно точно, он не является абсолютным негодяем, Печорин никогда не мучает свою жертву (да и жертву ли?) из-за точного расчета, желания позабавиться. И пусть он говорит, что все это лишь для того, чтобы доставить себе удовольствие… Не правда! Вы только взгляните на него в эпизоде погони за уезжающей Верой: разве это не любовь? Или еще: ведь он с трудом сдерживает себя, чтобы в последнюю встречу с Мери не кинуться ей в ноги и не попросить ее руки. Григория Александровича задевает и тот момент, что даже самые, казалось бы, близкие
люди «умывают руки и отворачиваются с негодованием от того, кто имел смелость взять на себя всю тягость ответственности». Мало? Да циничный эгоист, заранее знающий исход дела, никогда бы не стал крутиться всю ночь в постели перед дуэлью с Грушницким!

Печорин — обычный человек, типичный герой 30-х годов XIX века: он молод, красив, умен, но применить свои силы абсолютно не к чему, ведь выступление декабристов надолго закрыло молодежи доступ к активной деятельности. Ему скучно, некуда приложить энергию, вот он и устраивает эксперименты миру, окружающим людям и в первую очередь себе. Его испортило общество, он сам признается Мери: «Все читали на моем лице признаки дурных свойств, которых не было; но их предполагали — и они родились. <…>я стал скрытен… я стал злопамятен…я сделался завистлив…и я выучился ненавидеть… лучшие мои чувства, боясь насмешки, я хоронил в глубине сердца: они там и умерли».

даже записывает в дневник: «Во мне два человека: один живет в полном смысле этого слова, другой мыслит и судит его…» Печорин переживает за своих «жертв», каждый раз мучит себя вопросами, почему же ему отведена незавидная роль «топора судьбы». Григорий Александрович активен в психологическом смысле, если хотите, даже в философском. Он ищет, постоянно ищет чего-то (любви, дружбы), что наконец-то прекратило бы страдания его и этого мира. К сожалению, так и не находит и умирает на обратном пути из Персии. Но он хотя бы искал…

Пусть он внешне спокоен, но в душе он все переживает, вечерами анализирует и А вот его псевдодруг, милый старичок Максим Максимыч, совершенно другой. Он никоим образом не пытается изменить свою жизнь, внести в нее что-нибудь свежее, нет, он плывет по течению и сваливает все свои проблемы на других, например, на того же Печорина. Нам говорят, что он много работает, однако же, мы только и видим, как Максим Максимыч гуляет на свадьбах, пьет чай и мучает своей наивной моралью молодого офицера. Он называет себя другом Печорина, но как только тот оступился (украл Бэлу), ведет себя с ним как начальник и даже переходит на «вы». Он называет себя вторым отцом Бэлы, но сразу же по ее смерти начинает упрекать ее в том, что, видите ли, она на последнем издыхании про него не вспомнила: «Еще, признаюсь, меня вот что печалит: она перед смертью ни разу не вспомнила обо мне; а кажется, я ее любил как отец…». Вот кто на самом деле закоренелый эгоист!

Таким образом, в романе выделяются два типа личности: человек сознательный (Печорин) и человек-«водоросль» (штабс-капитан). Первый, каким бы чудовищем он ни казался, выгодно отличается ото всех остальных персонажей тем, что интересуется вопросами сознательного человеческого бытия, целью и смыслом жизни любого разумного существа, его назначением в этом мире. Его беспокоит собственная роль в этом «празднике жизни». Если внимательно изучить биографию самого М. Ю. Лермонтова, то можно обнаружить некоторые пересечения его судьбы с судьбой Печорина: вечное одиночество, тоска, поиски новых ощущений, ранняя смерть. Посмеем предположить, что какие-то рассуждения героя были свойственны и самому писателю, а значит перед нами чрезвычайно правдивое и откровенное произведение, опыт которого мы можем переносить на свою жизнь. Последними страницами главы «Максим Максимыч» автор категорично перечеркивает все намеки на добродушие штабс-капитана. Он оказывается незатейливым ворчливым, злопамятным старикашкой, который почему-то очень быстро отказывается от всего, что связано с его «лучшим другом». А Печорин, в конце концов, превращается в настоящего «героя времени», пусть и с недостатками, свойственными опять же тому самому «времени».

1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд (1 votes, average: 5.00 out of 5)

Рекомендуется к прочтению:



«Признание всякого в духовной деятельности — в постоянном искании правды и смысла жизни» (По роману Лермонтова «Герой нашего времени»)