Печорин — вечный герой нашего времени (по роману Лермонтова)
В русской литературе XIX-го века роман "Герой нашего времени" стал продолжением темы "лишних людей". Эта тема была центральной в романе А. С. Пушкина "Евгений Онегин". Герцен назвал Печорина младшим братом Онегина. В предисловии к роману Лермонтов показывает отношение к своему герою. Так же как и Пушкин в "Евгении Онегине" ("Всегда я рад заметить разность между Онегиным и мной"), Лермонтов высмеял попытки поставить знак равенства между автором романа и его главным героем. Лермонтов не считал Печорина положительным
Так же как и в пушкинском "Онегине", в романе Лермонтова "Герой нашего времени" показан молодой человек, страдающий от своей неприкаянности, в отчаянии задающий себе мучительный вопрос: "Зачем я жил? Для какой цели я родился?" Он не питает ни малейшей склонности к тому, чтобы идти проторенной дорогой светских молодых людей.
В отличие от Онегина, Печорин — офицер. Он служит, но не выслуживается. Печорин
Конечно, нас отталкивает равнодушие Печорина к людям, его неспособность к настоящей любви, к дружбе, его индивидуализм и эгоизм. Но Печорин увлекает нас жаждой жизни, стремлением к лучшему, умением критически оценить свои поступки. Он глубоко несимпатичен нам "жалкостью действий", пустой растратой своих сил, теми поступками, которыми он приносит страдания другим людям. Но мы видим, что и сам он глубоко страдает.
В образе Печорина мало однозначного, его характер сложен и противоречив. Герой романа говорит о себе: "Во мне два человека: один живет в полном смысле этого слова, другой мыслит и судит его…" Каковы причины этой раздвоенности? "Я говорил правду — мне не верили: я начал обманывать; узнав хорошо свет и пружины общества, я стал искусен в науке жизни…", — признается Печорин. Он научился быть скрытным, злопамятным, желчным, честолюбивым, сделался, по его словам, нравственным калекой. Печорин — эгоист. Еще пушкинского Онегина Белинский называл "страдающим эгоистом" и "эгоистом поневоле". То же самое можно сказать и о Печорине.
Как и автору романа, Печорину присущи разочарование в жизни, пессимизм. Он испытывает постоянную раздвоенность духа.
В сковывающих творческий потенциал общественно-политические условия 30-х годов XIX века Печорин не может найти себе применения. Он растрачивается на мелкие похождения, подставляет лоб под чеченские пули, ищет забвения в любви. Но все это лишь поиск какого-то выхода, лишь попытка развеяться.
Он понимает, что не стоит жить такой жизнью. На всем протяжении романа Печорин показывает себя как человек, привыкший смотреть "на страдания, радости других только в отношении к себе" — как на "пищу", поддерживающую его душевные силы. Именно на этом пути ищет он утешения от преследующей его скуки, пытается заполнить пустоту своего существования.
В то же время, Печорин — натура, богато одаренная. Он обладает аналитическим умом, его оценки людей и их поступков очень точны; у него критическое отношение не только к другим, но и к самому себе. Его дневник — не что иное, как саморазоблачение. Он наделен горячим сердцем, способным глубоко чувствовать (смерть Бэлы, свидание с Верой) и сильно переживать, хотя пытается скрыть душевные переживания под маской равнодушия.
Черты характера, которые более всего раздражают окружающих — равнодушие, черствость —лишь маска самозащиты. Печорин все-таки является человеком волевым, сильным, активным, в его груди дремлют "жизни силы", он способен к действию. Но все его действия несут не положительный, а отрицательный заряд, вся его деятельность направлена не на созидание, а на разрушение. В этом Печорин сходен с героем поэмы "Демон". И правда, в его облике (особенно в начале романа) есть что-то демоническое, неразгаданное.
Печорин предстает перед нами во всех новеллах, которые Лермонтов объединил в романе, как разрушитель жизней и судеб других людей: из-за него лишается крова и погибает черкешенка Бэла, разочаровывается в дружбе Максим Максимович, страдают Мери и Вера, погибает от его руки Грушницкий, вынуждены покинуть родной дом "честные контрабандисты", погибает молодой офицер Вулич.
Белинский видел в характере Печорина "переходное состояние духа, в котором для человека все старое разрушено, а нового еще нет, и в котором человек есть только возможность чего-то действительного в будущем и совершенный призрак в настоящем", а в самом Печорине — кипучую натуру в "эпоху безвременья".
Рекомендуется к прочтению:
- “Герой нашего времени” М.Ю. Лермонтова. Печорин-герой нашего времени
- Печорин и Максим Максимыч (по роману Лермонтова "Герой нашего времени")
- Как Печорин относится к проблеме судьбы? (по роману Михаила Лермонтова «Герой нашего времени»)
- Образ Печорина (по роману Михаила Лермонтова “Герой нашего времени”)
- Печорин и горцы в романе Михаила Лермонтова «Герой нашего времени»
- Острый ум Григория Печорина (по роману Михаила Лермонтова «Герой нашего времени»)
- Лариса Огудалова.
Печорин — вечный герой нашего времени (по роману Лермонтова)