Положительный герой в творчестве Николая Некрасова
Лирический герой Некрасова почти всегда человек надломленный, раздираемый внутренними противоречиями, мучимый своим несовершенством. Этот глубокий духовный конфликт поэта с самим собой, в котором он постоянно исповедовался читателю, заставлял его искать среди предшественников и современников свой идеал, неустанно созидать высокий образ "рыцаря без страха и упрека".
То, что мы привыкли определять как "образ положительного героя", и в малой степени не передает возвышенный идеал некрасовской лирики, воплощенный
Образ героя в творчестве Некрасова постоянно меняется: ведь меняется время, меняется Россия, меняется и сам поэт. Особые черты обретает он в пореформенную эпоху, в 1860е годы. Прошло совсем немного времени после проведения демократических реформ — и стало ясно: общество обмануто. И Некрасов, так поверивший было в исполнение заветных мечтаний о свободе, возвращается к прежним темам: по сути, освобождение не состоялось. В поэзии Некрасова, в самом его тоне
Некрасов первый из русских литераторов так близко подошел к пониманию всей противоречивой глубины народного характера. Ведь 1860е годы — время особой увлеченности народной темой: в народе искали ответы на все вопросы, в нем видели исток и надежду, полагая, что все — и духовное, и социальное — сосредоточено в совершенно непознанной народной стихии.
В лирике Некрасова в то время призывы к освобождению народа от крепостной зависимости стоят рядом с размышлениями о том, что даст народу эта свобода, как он ее примет, как осознает. Его персонажи — подчеркнуто безответные, забитые люди, безропотно принимающие любые унижения. Таковы строители железной дороги ("Железная дорога"), которые, подобно древним рабам Египта, отдали здоровье, силы, а многие и жизнь, на строительстве, а потом легко позволили себя обмануть управляющему; и ходоки ("Размышления у парадного подъезда"), которые пришли в столицу за правдой и легко смирились с тем, что их не пустили даже на порог "роскошных палат…" Автор не только и не столько жалеет их, сколько стремится понять, в чем причина их долготерпения, где его предел и есть ли он:
Где народ, там и стон…
Эх, сердечный!
Что же значит твой стон бесконечный?
Ты проснешься ль исполненный сил,
Иль, судеб повинуясь закону,
Все, что мог, ты уже совершил, —
Создал песню, подобную стону,
И духовно навеки почил?..
Одним из главных духовных ориентиров Некрасова был Лермонтов. Вспомним лермонтовского Пророка — осмеянного, избиваемого каменьями за то, что посмел провозглашать "любви и правды чистые ученья". Та же мука впустую растраченного душевного жара, то же неизбывное страдание пророка, не услышанного своим народом, не узнанного им, звучат в каждой строке некрасовской "Элегии".
Рекомендуется к прочтению:
- Обломов – положительный или отрицательный герой?
- Так кому же на Руси жить хорошо? (по поэме Николая Некрасова)
- Образ русской женщины в творчестве Некрасова
- "Я лиру посвятил народу своему…" (по произведениям Николая Некрасова)
- Народ — герой поэмы Некрасова «Кому на Руси жить хорошо»
- «И как любил он – ненавидя!» (по произведениям Николая Некрасова)
- На железной дороге анализ стихотворения.
Положительный герой в творчестве Николая Некрасова