“Недаром помнит вся Россия…” (200-летний юбилей М.Ю. Лермонтова)

У Лермонтова в нашей литературе совершенно особое место. Кто-то пожмет плечами в ответ на эту реплику и скажет: «Так каждый гений неповторим, разве Лермонтов – исключение?» Именно так. На его судьбу оказало влияние стечение сразу нескольких неблагоприятных факторов: ранняя смерть матери, разлука с отцом, бабушкино воспитание, тяжелый характер, отсутствие друзей среди сверстников. Зато в стихах – полноценная жизнь!

За свои неполных 28 лет он успел чрезвычайно много: два десятка поэм, из которых главная – «Демон» – имеет несколько

редакций, лирика, роман «Герой нашего времени», пьеса «Маскарад». Добавить к этому, что Лермонтов был превосходным рисовальщиком – и вот он, портрет настоящего гения.

Как-то смешно и нелепо читать о том, что в творчестве Лермонтова были два периода: ранний и поздний. Это о человеке, погибшем в 27 лет! Хотя, действительно, перелом был. Кстати, строчка, которая является заголовком этого сочинения, взята из стихотворения «Бородино», которое стало первым напечатанным стихотворением Лермонтова. Другое дело, что его не слишком заметили и оценили. А вот «Смерть поэта» – другое дело. Пушкин погиб на дуэли. Об этом

говорили повсюду. Молва обвиняла иностранцев. Лермонтов просто не мог промолчать.

Биография – это внешняя сторона жизни. О напряженной внутренней духовной жизни окружающие могут даже и не догадываться. Примерно так и было с Лермонтовым. Долго время он был занят исключительно собой и ничем иным. Его мало волновали внешние события и еще меньше – судьба мира. Такого сосредоточения мысли на себе мало у кого еще найдешь. И ведь с какими амбициями подросток, а затем юноша восклицал: «Я рожден, чтоб целый мир был зритель / Торжества иль гибели моей». Каково сказано? А ведь о нем еще никто не знал в ту пору… Так что писатель и философ Серебряного века Дмитрий Мережковский имел все основания озаглавить свою статью о Лермонтове так внешне высокопарно – «Поэт сверхчеловечества».

Лермонтов близок западному читателю именно индивидуализмом, Пушкина человеку западного типа не вместить и не понять – он широк и текуч. А Лермонтов – пожалуйста! Но гений не был бы гением, если стоял на месте. Постепенно в нем нарастал интерес и к родной истории, и к языку, и к культуре. А в последние годы жизни Лермонтов уже созрел для серьезной работы. Пушкин не оставлял впечатления человека, который бы смог сказать что-то еще, принципиально новое, как это ни кощунственно звучит. Лермонтов такое впечатление современникам оставил – и не только в силу возраста. Ведь совершеннолетие – понятие духовное, а не возрастное.

В Лермонтове до конца дней боролись романтик и реалист. Он словно писал по алфавиту пушкинских произведений, даже названия есть одни и те же – «Кавказский пленник», например. Но содержание – принципиально иное.

Лермонтовские даты в нашей истории получаются какими-то роковыми: как со дня рождения, так и со дня смерти. Судите сами: в 1914 году началась Первая мировая война, в которую Россию втянули; в 1941-м – Великая Отечественная; в 1964-м от власти отстранили Хрущева и началась эпоха «застоя». А что нас ждет в 2014-м году, который еще продолжается? Как бы ни хотелось никаких потрясений! И так совсем рядом льется кровь, и гибнут люди – на соседней Украине. Юбилей их национального поэта – Тараса Шевченко – и тот прошел тихо, незаметно на фоне гражданской войны.

Судьба Лермонтова – поучительный пример того, как надо вырастать из «коротких штанишек» своего «я» и выходить к общечеловеческим обобщениям. Только так и можно остаться в благодарной памяти потомков.

1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд (1 votes, average: 5.00 out of 5)

Рекомендуется к прочтению:



“Недаром помнит вся Россия…” (200-летний юбилей М.Ю. Лермонтова)