Миф о Прометее в трагедии Эсхилла «Прометей прикованный»

Трагедия «Прометей прикованный» – наиболее известная трагедия греческого драматурга Эсхилла, который жил на границе VI-V веков до нашей эры в Афинах, которого древние греки называли «отцом греческой трагедии».

Эсхилл, как и другие деятели искусства в Древней Греции, всегда использовал мифические сюжеты в своих произведениях. Объясняется это тем, что миф отыгрывал очень важную роль в жизни древних греков. Все представления о мире, его происхождении, развитии, будущем, все ожидания, стремления, невыполнимые мечты дрених

греков, их понимание таких сложных понятий, как жизнь и смерть, человек и судьба, зло и справедливость – все это сосредоточенно в мифах.

Прометей – один из любимых мифических героев в Древней Греции. Миф о нем показывает историю развития человечества, как воображали ее себе в античности. По мифам люди были слабыми и не могли ни думать, ни говорить, ни понимать того, что видели кругом. Прометей имел благородное сердце, он первый повернулся к людям и начал им помогать. Прометей заколол жертвенного быка и поделил тушу на две части. В большую кучу он положил только кости, но прикрыл их красивым жиром, а мясо положил

в грязную шкуру, еще и прикрыл требухой. Потом он предложил Зевсу выбрать, какую часть люди будут отдавать богам, а какую оставят себе. Зевс выбрал большую кучу. С того времени люди ели мясо, а кости жертвовали богам. Обозленный Зевс запретил Прометею подниматься на Олимп, а людям отказал дать животворный огонь. Но Прометей с помощью ухищрений похитил огонь у богов и отдал его людям. За это Гефест по приказу Зевса приковал Прометея на краю земли к скале; каждый день прилетал орел и клевал печень Прометея, которая за ночь отрастала снова. После многих столетий таких истязаний Геракл убил орла и освободил Прометея.

Этот миф был хорошо известный всем древним грекам. В трагедии представлены лишь те события из мифа, которые отвечали творческому замыслу автора, которые волновали Эсхилла.

Власть и Сила – слуги Зевса – приводят Прометея в пустыню, где Гефест заковывает его. С развитием событий выясняется, что Прометей не только передал огонь людям, а и начал человеческую цивилизацию: научил обрабатывать дерево и строить жилье, показал целебные травы, первым запряг быков, освободив людей от тяжелейшей работы, приучил коней ходить запряженными, и корабли – тоже его изобретение, научил людям определять звезды, считать и писать, показал сокровища земли: медь, железо, серебро, золото.

Образ Прометея отображает этическую проблему, которая волновала Эсхилла на протяжении его творческого пути: собственная ответственность лица за принятое решение. Прометей – бог, у которого есть дар предвидения, он заранее знал о страданиях, которые выпадут на его судьбу, но не уклонился от них. Более того, уже прикованный, у него есть средство, которое может лишить его мучений: чтобы получить свободу, ему достаточно назвать имя женщины, которая родит Зевсу ребенка, который свергнет Зевса, как тот когда-то сверг своего отца Крона. И Прометей отказывается открыть тайну и готовый к еще более жестоким истязаниям. Скала вместе с прикованным Прометеем от ударов молний и грома, которые насылает Зевс, проваливается в страшное подземное царство Тартар.

Образ Прометея – это образ человека, который не предает своей судьбы, который отвечает за свои решения и поступки. Эсхилл верит в возможности человека, как и его герой. Трагедия Эсхилла отмечается верой в прогресс и развитие человечества.

1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд (1 votes, average: 5.00 out of 5)

Рекомендуется к прочтению:



Миф о Прометее в трагедии Эсхилла «Прометей прикованный»