Краткое содержание «Дом с мезонином» Антона Чехова
В 1896 г. вышла повесть А.П.Чехова «Дом с мезонином». Повествование оформлено как воспоминание о пережитом; рассказчик (художник – человек, как бы близко знакомый автору) доверительно делится с слушателем о том, как 6 или 7 лет назад, он проживал в усадьбе Белокурова.
В повести 5 основных персонажей:
Рассказчик – художник, пожелавший отдохнуть в деревне от городской суеты;
Белокуров – провинциальный помещик, приятель рассказчика, к которому последний и приехал в гости;
Волчанинова Екатерина Павловна – провинциальная помещица,
Волчанинова Лида – старшая дочка Екатерины Павловны, особа деятельная и активная, сторонница методики «малых дел» и, если верить словам рассказчика, красавица;
Волчанинова Женя – младшая дочка Екатерины Павловны
Краткое содержание повести
1 глава
Рассказчик, интеллигентный человек, художник-пейзажист, приезжает на отдых в имение своего приятеля Белокурова. Здесь он, незаметно для себя, окончательно обленился и, проживая в праздности, картин почти не писал: часами он смотрел из окон на небо,
Совершая по обыкновению бесцельную проминку, он набрел на незнакомое имение, посреди которого стоял белый дом с мезонином (называемой иногда в простонародье «полужильем»). У ворот художник приметил молоденьких девушек и их лица показались ему знакомыми и милыми…
Вскоре в усадьбу Белокурова приезжает одна из девушек. Она обстоятельно говорит, что сейчас занимается важным социальным проектом – собирает по подписному листу средства на помощь крестьянским погорельцам ближайшего.
От Белокурова художнику становиться известно, что приезжавшая к ним барышня – Волчанова Лидия, она, с мамашей и меньшей сестрой, проживает в соседнем поместье. Лидия оказывается девушкой чрезвычайно «прогрессивной»: она добровольно отказывается существовать на средства семьи, устроилась преподавателем в школе, за 25 «рублев».
Через некоторое время, Белокуров и рассказчик поехали к Волчаниновым. Приняли их очень тепло. Лидия, разговорившись, критиковала деятельность председателя управы, рассуждала о земстве и школьных библиотеках. Женя же показалась художнику совсем ребенком…
2 глава
Рассказчик становится частым гостем в семье Волчановых. Особенно он сближается с Женей, милой Мисюсь: вдвоем они совершают прогулки, он снова пишет этюды и Мисюсь восторженно наблюдает за ним …
Отношения с Лидой не складывались; ей не нравилось «праздное» занятие рассказчика – ведь рисованием пейзажей нельзя содействовать народным нуждам. «Прогрессивная» девушка всецело занималась «малыми делами»: принимала больных, давала книги для прочтения, спорила о школах, библиотеках и земстве…
Екатерина Волчанинова, как и рассказчик, осознавала, что ее старшая дочь заигралась до крайности и пора задуматься и о себе), однако возражать не смела, побаиваясь ее строгости. Мисюсь, подобно матери, относилась к Лидии благоговейно…
3 глава
Однажды Лидия взялась упрекать рассказчика, что он ничегошеньки не сделал ради благополучия народа. Он сказал, что вопрос народного благополучия, как раз, его сильно волнует. Вот только улучшать то следует не материальную жизнь (что бессмысленно), а духовное бытие.
В народе все порабощены и измождены трудом, задуматься о духовном им уже не по силам. А ведь изначальное назначение каждого человека – искание высшей правды, смысла жизни. Помочь нуждающимся, в представлении художника, возможно лишь смягчением трудового ярма. Деятельность же современных «материалистов» бесполезна и вредна. Выговорившись, художник простился и пошел к себе…
4 глава
Мисюсь, вышедшая проводить рассказчика, несколько робко признает Лидию не правой в споре. Художник внезапно обнимает и целует Женю, Женя, осторожно обняв художника, сообщает, что в их семье не имеют секретов и спешит поделиться своим счастьем «Мама…любит вас, но Лида!»- произносит Мисюсь и, простившись, убегает к воротам…
Следующим днем рассказчик приходит к Волчановым. Никто не выходит ему на встречу. В странной тишине до художника доносится лишь голос Лидии, читающей где-то в дальних комнатах опустевшего дома басню деревенским детишкам… Наконец, Лидия, услышав шаги, окликает рассказчика: оказывается, мать с сестрой поехали к тете в П-кую губернию…
Рассказчик с Волчановыми уже не видался. Лидия, как и раньше, живет в имении и воспитывает деревенских детей. Вокруг нее собралась «сильная партия» из числа местной молодежи. О Жене ничего толкового узнать не удалось: дома она больше не бывала и проживала неведомо где…
Со временем, воспоминания художника о доме с мезонином как бы затуманились, и лишь в горькие часы одинокости он припоминает смутно о них.
О «творческом методе Чехова
Антон Чехов тонко и мудро обрисовывает перед читателем «кусочки» (сценки) из жизни своих персонажей, при этом совершает это очень своеобразно и сам практически никогда не встает на ту, или иную сторону; более того, в его произведениях читатель не находит, характерные для других, авторские размышления, ремарки. Сами персонажи, своими действиями, ставят перед читателем целую вереницу вопросов, ответить на которые не так просто.
В качестве примера можно взять рассказчика: вроде бы не глупый, интеллигентный человек, но как-то постепенно становится понятно, что художник он, вероятно, посредственный, да и в жизни мало на что путное (хорошее и доброе) способный человек. Вот промелькнула светлым и счастливым лучиком Мисюсь, скрылась – и рассказчик захандрил, захлопнулся в каких-то воспоминаниях. 7 лет незаметно пролетело, а он так и не заглянул в себя, не понял, кем же для него была Женя: всепоглощающей любовью, быстро проходящей влюбленностью, или юношеским вожделением…
Художник – философ-идеалист, но идеалист исключительно рассудочный. Он не понимает и не любит жизнь, не понимает и не любит себя, какое дело ему до людей… Рассказчик даже не задумывается, что причинил (вольно и невольно) боль и страдание; а ведь можно же было попытаться все исправить… Но сердце рассказчика не холодно и не горячо – оно теплохладно… И снова перед читателем возникает следующий вопрос: а почему так?…
Краткий анализ повести «Дом с мезонином»
«Дом с мезонином» – повесть о несбывшимся человеческом счастье: у всех персонажей книги в жизни все вышло как-то не так, как могло было бы быть.. Жизнь штука трудная, но ее надо любить; лишать счастья себя, или своих близких (пусть даже и кратковременного, преходящего) – преступно и несправедливо.
Автор повести прорисовывает перед читателем два способа понимания жизни: «материалистическую» – концепцию «малых дел» – справедливо критикует художник, но сам (будучи лишь рассудочным, внешним идеалистом с теплохладным сердцем) ничего реально полезного предложить не может и ограничивается праздными общими философскими рассуждениями. Как же правильно жить человеку, если вокруг он видит сплошную несправедливость, серость, нищету, болезни и смерти?!.
Любая, пусть даже самая благая «идея» (как в случае с Лидой) не должна причинять людям вред. Помогая материально «дальним» Лидия Волчанова оказалась тираном своих «ближних» родных. Возлюбить ближних (понять, принять, помочь, простить) «материалистичная» Лидия, увы, не способна… А вот нужна ли людям, пусть даже и «дальним», такая «материалистичная» забота, без чувства духовной любви – это очень трудный вопрос…
Рекомендуется к прочтению:
- Рецензия на рассказ Чехова «Дом с мезонином»
- Краткое содержание «Каштанка» Антона Чехова
- Краткое содержание «Хамелеон» Антона Чехова
- Краткое содержание «Студент» Антона Чехова
- Краткое содержание «Иванов» Антона Чехова
- Краткое содержание «Налим» Антона Чехова
- Анализ стихотворения Лермонтова Ангел.
Краткое содержание «Дом с мезонином» Антона Чехова